Экономическое обоснование плана технического развития на предприятии (на примере ООО "Пермская сетевая компания")

Федеральное агентство  по образованию Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 

Пермский государственный  технический университет

 

 

 

 

Факультет гуманитарный

Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии»

Кафедра экономической теории

 

 

Зав. Кафедрой Прокин Валерий

                                                                                                     Васильевич_______(________)

«_____»______________2011 г.

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

На тему:_«Экономическое обоснование плана технического развития на предприятии»  (на примере ООО Пермская сетевая компания)___________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Студент  Пестов Дмитрий Витальевич________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________(_____________)

 

 

Состав выпускной квалификационной работы:

Пояснительная записка на____ стр.

Графическая часть на_____листах.

 

 

                                                                                        Руководитель выпускной

                                                                      квалификационной работы

Аношкина Е.Л..___________(__________)

 

 

                                           Консультант

                                                                                     по безопасности жизнедеятельности                                             

                                                                                               Ковыева Л.А.___________(____________)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эффективная деятельность предприятий в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов их развития и повышения конкурентоспособности в условиях перехода к рыночной экономике в значительной мере определяются уровнем их инвестиционной активности и техническим состояние оборудования. Комплекс вопросов, связанных с осуществлением деятельности предприятия, требует достаточно глубоких знаний теории и практических навыков принятия управленческих решений в области обоснования экономической стратегии, выбора эффективных ее направлений и форм разработки целенаправленной программы  технико-экономического развития.

Актуальность  темы:. В настоящее время интерес к данной теме обусловлен объективными причинами. Две основные из них: износ основных фондов предприятий и необходимость разработки и внедрения инновационных проектов на предприятиях страны. Это будет способствовать не только стабильность на предприятии, но и будет обеспечивать его развитие.

Базой исследования является ООО «Пермская сетевая компания».

Объектом является хозяйственно-финансовая деятельность ООО Пермская сетевая компания».

Предметом выступает план технического развития.

Целью написания данной  работы является экономическое обоснование плана модернизации оборудования ООО Пермская сетевая компания».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие  основные задачи:

    • Исследовать теоретические основы и предпосылки  к разработке плана технического развития предприятия;
    • провести SWOT-анализ среды ООО «Пермская сетевая компания»;
    • проанализировать рынок сбыта услуг предприятия; 
    • Проанализировать деятельность конкретного предприятия по обеспечению энергетическими ресурсами конечных потребителей;
    • Разработать программу развития производства для исследуемого объекта.

Методы исследования: горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчётности, методы сравнения относительных величин,  дисконтирования денежных потоков.

Степень разработанности: Для раскрытия темы проекта была использована работа В.П.Орешина «Планирование технической инфраструктуры»,1 в которой автор рассматривает проблемы развития технической инфраструктуры народнохозяйственного уровня.

 Работа состоит из введения, теоретической, аналитической и проектной частей, а так же заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретико-правовые основы

1.1 Понятие и содержание плана технического развития

 

Технико-экономическое обоснование или ТЭО - анализ, расчет, оценка экономической целесообразности осуществления предлагаемого проекта строительства, сооружения предприятия, создания нового технического объекта, модернизации и реконструкции существующих объектов. Технико-экономическое обоснование основано на сопоставительной оценке затрат и результатов, установлении эффективности использования, срока окупаемости вложений2.

Технико-экономическое  обоснование является необходимым  для каждого инвестора исследованием, в ходе подготовки которого проводится ряд работ по изучению и анализу всех составляющих инвестиционного проекта и разработке сроков возврата вложенных в бизнес средств. Для разработки технико-экономического обоснования необходима комплексная работа группы специалистов - экономистов, финансистов, юристов и др.

Технико-экономическое обоснование включает в себя следующие аспекты:

- общие сведения о  проекте;

- капитальные затраты;

- эксплуатационные затраты;

- производственная программа;

- финансирование проекта;

- оценка коммерческой  целесообразности реализации проекта

1.Общие сведения о  проекте. Общий замысел, место  размещения и участники проекта,  краткая характеристика отрасли  деятельности, анализ спроса-предложения,  оценка емкости рынка, основные  потребители продукции (услуг), основные конкуренты, обоснование региона размещения проекта с позиций конъюнктуры рынка. Приводятся основные параметры проекта: вид и номенклатура продукции (услуг), мощность (объем услуг) предприятия.

2. Капитальные затраты.  Представляется смета капитальных (единовременных) затрат, необходимых для реализации проекта.

3. Эксплуатационные затраты.  Представляется смета эксплуатационных (ежегодных) затрат с разбивкой  по статьям затрат.

4. Производственная программа. Описание всех видов продукции (услуг), которые планируется выпускать (предоставлять) в рамках рассматриваемого проекта, с указанием объемов производства и цен реализации. Обоснование ценовых показателей.

5. Финансирование проекта. Представляется схема финансирования проекта с описанием источников получения заемных средств, условий их использования и погашения.

6. Оценка коммерческой  целесообразности реализации проекта.  На базе исходных данных, принятых  для экономической оценки проекта,  проводятся расчеты основных  экономических показателей, позволяющих оценить целесообразность реализации проекта.

Расчетная часть содержит следующий расчетный материал: таблицы  движения денежных потоков, прогноз  баланса. По результатам работы  получается технико-экономическое обоснование в виде единого документа.

Технико-экономическое  обоснование проекта отличается от бизнес-плана следующим:

- обычно ТЭО пишется  для проектов внедрения новых  технологий, процессов и оборудования  на уже существующем, работающем  предприятии, поэтому анализ рынка,  маркетинговая стратегия, описание компании и продукта, а также анализ рисков в нем часто просто отсутствуют;

- в ТЭО приводится  информация о причинах выбора  предлагаемых технологий и процессов  и решений, принятых в проекте,  результаты от их внедрения  и экономические расчеты эффективности.

Следовательно, можно  говорить о более узком, специфическом  характере ТЭО по сравнению с  бизнес-планом. Разработка ТЭО необходима, когда нужно доказать необходимость  выбора именно предлагаемого варианта оборудования, технологии, процесса, и т.п. Разработка технико-экономического обоснования производится для проектов внедрения новых технологий, процессов и оборудования на уже существующем, работающем предприятии, поэтому анализ рынка, маркетинговая стратегия, описание компании и продукта, а также анализ рисков в нем часто не требуется.

Технико-экономическое  обоснование представляет собой  документально оформленные результаты маркетинговых и технико-экономических  исследований, обосновывающих целесообразность и возможности реализации инвестиционного проекта, выбор наиболее эффективных организационных, технических и экономических решений для ввода в действие новых или реконструкции и модернизации действующих производственных мощностей.

Согласно сложившимся  представлениям, технико-экономическое обоснование - результат разнообразных исследований, как экономической направленности, так и маркетинговых исследований. При этом делается вывод о реалистичности проекта, определяется круг экономических, организационных и других предполагаемых решений для оптимизации производственного процесса. Часто технико-экономическое обоснование является составной частью бизнес-плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Обзор проблем отрасли ЖКХ

 

Состояние основных фондов ЖКХ характеризуется  высокой степенью износа. С начала экономических реформ в России 1990-х годов инвестиции в основные фонды были резко сокращены. По состоянию на 2010 год в целом по ЖКХ нормативный срок отслужили более 60 % основных фондов. По оценке президента Дмитрия Медведева, ЖКХ стоит на грани «катастрофы». Только на приведение изношенных фондов до нормативного состояния требуется более 6 трлн руб., по признанию властей, «этих средств на сегодня у государства нет».

В отрасли с каждым годом увеличивается  аварийность. Так, за отопительный сезон 2009—2010 годов в ЖКХ зафиксировано более 18,7 тысяч технологических нарушений и мелких аварий, по сравнению с прошлым годом рост составил 27 %. Как отметил министр регионального развития Виктор Басаргин, «их основные причины носили техногенный характер, в основном из-за ветхости основных фондов, и только 15% произошли из-за, так называемого „человеческого фактора“». По признанию министра, «средства, которые затрачиваем на устранение аварийных и чрезвычайных ситуаций, сопоставимы с теми средствами, которые расходуются на подготовку отопительного сезона».

В 2003 году проректор Государственной  академии повышения квалификации и  переподготовки кадров для строительства  и жилищно-коммунального хозяйства  России Елена Румянцева подвергла  сомнению достоверность ряда цифр официальной  статистики. Так, по её словам показатель обеспеченности россиян жильем растёт во многои из-за того, что «Госкомстат меняет методику оценки жилищного фонда, включая в него все новые объекты (гостиницы-приюты, дома для престарелых, помещения служебного пользования и пр.)». Госкомстат, по её мнению, занижает реальные цифры износа по сравнению с оценками Госстроя.

Теплоснабжение — обеспечение  теплом зданий для коммунально-бытовых (отопление, вентиляция, горячее водоснабжение) и технологических нужд потребителей — является важной подотраслью ЖКХ.

Оборудование и коммуникации в  теплоснабжении находятся в изношенном состоянии. По данным Минэнерго РФ на 2002 год, «около 50 % объектов и инженерных сетей требуют замены, не менее 15 % находятся в аварийном состоянии. На каждые 100 км тепловых сетей ежегодно регистрируется в среднем 70 повреждений. Потери в тепловых сооружениях и сетях достигают 30 %». В марте 2010 года глава Минрегиона Виктор Басаргин заявил, что в 2009 году доля тепловых сетей, выслуживших установленные сроки, увеличилась до 32,7 %, а по водопроводным сетям — до 43,9 %.

Основной проблемой сегодня является снижение затрат на производство и передачу теплоэнергии. Ежегодное повышение тарифов на энергоносители заставляет  задуматься над тем, чтобы снизить финансовую нагрузку потребителей.

Несмотря на то, что производство тепловой энергии сертифицировано  по стандартам качества, зачастую происходят производственные ошибки. Для их предупреждения изучается производственная программа  предприятия на предмет  природы  ошибки.

Исходя из представленной информации, можно выделить основные причины  сбоев в системе регионального теплоснабжения (см прил. ). Основными из них являются:

организационные:

    • несовершенство механизма государственного регулирования;
    • неурегулированность отношений между производителями и потребителями тепла в расчетной сфере;
    • отсутствие перспективных теплоэнергетических балансов;

экономические:

    • применение затратных методов формирования тарифов;
    • рост тарифов и как следствие увеличение объема неплатежей за тепловую энергию;
    • отсутствие инвестиций на модернизацию оборудования;
    • отсутствие экономического механизма, стимулирующего повышение качества теплоснабжения и энергоэффективности;

технические:

    • износ оборудования теплоисточников, тепловых сетей, превышающие нормативные параметры, и как следствие разрегулированность гидравлических режимов тепловых сетей;
    • рост сверхнормативных потерь в тепловых сетях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Рынок передачи  тепловой энергии

 

Рынок передачи тепловой энергии находится  в состоянии естественной монополии. Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий, которые регулируется настоящим Федеральным законом отнесена, в частности, деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче тепловой энергии.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии  на товарном рынке, находящемся в  состоянии естественной монополии.

ОАО «ТГК-9»  оказывает услуги по передаче тепловой энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать  решающее влияние на общие условия  обращения товара на соответствующем  товарном рынке, то есть вводить ограничения  передачи тепловой энергии в отношении потребителей. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» его положение признается доминирующим на рынке  передачи тепловой энергии, как субъекта естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. ООО «Пермская сетевая компания» является основной сбытовой компанией ОАО «ТГК-9».

Теплоснабжение  такой северной страны, как Россия, должно относиться к числу важнейших  приоритетов государственной экономической и энергетической политики. При этом основой задачей является создание системы, обеспечивающей скоординированную работу различных государственных и частных предприятий и организаций в интересах потребителей. После создания такой системы за государством должна остаться разработка стратегических направлений развития теплоснабжения, анализ возможных проблем и поиск путей их решения, государственный надзор.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Пермского края от 29.11.2006 № 253-т установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ООО «Регионэнергосбыт»:

с 01.05.2007

- бюджетные потребители     522,54 руб./Гкал (без НДС);

- прочие потребители            522,54 руб./Гкал (без НДС).

Указанные тарифы рассчитаны исходя из среднегодового тарифа 519,75руб./Гкал (без НДС).

С 1 января 2007 года вступил в силу договор купли-продажи тепловой энергии между ОАО «ТГК-9» и ООО «Регионэнергосбыт», в соответствии с которым поставщиком тепловой энергии для потребителей, получающих производимую ОАО «ТГК-9» тепловую энергию через сети ООО «Пермская сетевая компания» и ПМУЖЭП «Моторостроитель», становится ООО «Регионэнергосбыт».

Для ряда ТСЖ, получающих тепловую энергию, производимую ОАО «ТГК-9», через сети ООО «Пермская сетевая компания», тарифы на тепловую энергию в 2006 году складывались ниже, чем для муниципального жилфонда, за счет установления пониженной, льготной стоимости передачи тепловой энергии по тепловым сетям. Такие ТСЖ оплачивали тепловую энергию в 2006 году по тарифу 366,73 руб./Гкал (без НДС), в том числе 316,73 руб./Гкал (без НДС) – тариф на тепловую энергию, производимую ОАО «ТГК-9», и 50,00 руб./Гкал (без НДС) – тариф на транспортировку тепловой энергии по сетям ООО «Пермская сетевая компания». Таким образом, жители муниципальных домов платили за тепловую энергию на 24,9% больше, чем жители этих ТСЖ. Иными словами, стоимость содержания коммунальной инфраструктуры города перекладывалась, в основном, на жителей муниципальных домов, формируя перекрестное субсидирование ТСЖ.

Согласно ст.157 Жилищного кодекса  Российской Федерации размер платы  за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Значительный рост тарифов на тепловую энергию для ТСЖ, получающих производимую ОАО «ТГК-9» тепловую энергию через сети ООО «Пермская сетевая компания» и ПМУЖЭП «Моторостроитель», связан с установлением с 2007 года экономически обоснованного для всех потребителей тарифа на транспортировку (услуги по передаче) тепловой энергии и ликвидацией (отменой) льготного (пониженного) тарифа для ТСЖ (ЖСК) в размере 50 руб./Гкал (без НДС):

по сетям ООО «Пермская сетевая компания»:

с 01.01.2007 – 104,22 руб./Гкал (без НДС);

с 01.05.2007 – 110,79 руб./Гкал (без НДС).

Причем данное повышение тарифов на тепловую энергию для отдельных ТСЖ (ЖК, ЖСК) складывается из двух составляющих:

- ликвидация (отмена) льготного тарифа  на транспортировку (услуги по  передаче) тепловой энергии для  ТСЖ (увеличение на 24,9%) и 

- общее повышение стоимости тепловой энергии и прочих коммунальных услуг для граждан в рамках утвержденных предельных индексов (увеличение на 15%).

Согласно п.2.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон "Об основах  регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ) при применении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения объема предоставления гражданам льгот и субсидий в соответствии с законодательством. Учитывая изложенное, рост платежей граждан, проживающих в домах ТСЖ, за коммунальные услуги в 2007 году не превышает 15% – установленный Федеральной службой по тарифам уровень роста платежей граждан за коммунальные услуги по Пермскому краю на 2007 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ  деятельности предприятия

2.1 Характеристика  предприятия

Предприятие ООО «Пермская сетевая  компания» зарегистрирована 27 ноября 2007 года. Оно образовано путем преобразования из ЗАО «Пермская сетевая компания». ЗАО «Пермская сетевая компания» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 9 сентября 2003 года. Таким образом, ООО «Пермская сетевая компания» является крупнейшим поставщиком тепловой энергии в г. Перми. Объем выручки за 2007 г. составил 573 106 тыс. рублей (без учета НДС), в т.ч. транспорт тепловой энергии – 499 244 тыс. рублей, что составило 87% от общего объема.

Предприятие является самостоятельным  хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный  баланс, расчетный счет и иные счета  в банковских учреждениях, бланки, печать и штампы со своим наименованием.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с гражданским  кодексом РФ и иными нормативными актами, действующими на территории РФ и Уставом.

Предприятие действует на основании  хозяйственного расчета, отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банками.

Предприятие от своего имени приобретает  имущественные и неимущественные  права и несет обязанности, выступает  истцом и ответчиком в суде и арбитраже в соответствии с действующим законодательством.

Предприятие не отвечает по обязательствам Учредителя.

Учредитель не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, установленных Законодательством.

Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Финансирование технической деятельности предприятия осуществляется за счет коммерческой деятельности, направленной на увеличение прибыли.

Коммерческая деятельность предприятия  является регулируемой. Ежегодно Р.Э.К. Пермского края устанавливает предприятию тариф на снабжение населения тепловой энергией.

Предприятие также привлекает также  дополнительные ресурсы в виде кредитов банков.

Кроме снабжения населения тепловой энергией, предприятие осуществляет и другие виды деятельности:

    • сдача имущества в аренду;
    • оказание услуг по ремонту оборудования;
    • прочие виды деятельности.

Предприятие самостоятельно, исходя из имеющихся средств и утвержденного  тарифа, определяет размер и форму  оплаты труда:

    • повременная;
    • повременно-премиальная;
    • бригадный подряд.

Организационная структура предприятия  представлена в Приложении 1.

Высшим должностным лицом предприятия  является его генеральный директор.

Найм директора и заключение с ним контракта осуществляется Учредителем.

Генеральный директор действует на основе контракта, Устава, действующего законодательства, а также других обязательных для него и предприятия нормативных актов.

Директор осуществляет текущее  руководство деятельностью предприятия; он подчинен в своей деятельности органу, заключившему с ним контракт, а также в случаях, прямо указанных в законодательстве – трудовому коллективу.

Директор по вопросам, отнесенным к его компетенции, действует  на принципах единоначалия.

Директор выполняет следующие  постоянные функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности предприятия:

    • руководство деятельностью предприятия;
    • решение кадровых вопросов;
    • контроль за деятельностью служб и подразделений предприятия.

Директор самостоятельно определяет структуру администрации аппарата управления, ее численный состав, квалификационный и штатный составы, нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности всех работников администрации, заключая с ними контракты или трудовые договоры на обычных условиях.

Главному инженеру или его заместителям подчинены инструментальные, ремонтные, энергетические, метрологические и некоторые другие цехи и отделы. Эти подразделения специализируются на техническом обслуживании, обеспечивая изготовление и закупку инструмента, ремонт оборудования и измерительной аппаратуры, создание средств автоматизации и механизации, а также эксплуатацию энергетических объектов и систем.

В сфере коммерческого обслуживания, подчиненной заместителю генерального директора, работают отделы материально-технического снабжения, кооперации, сбыта, а также транспортные и складские хозяйства. Эти подразделения обеспечивают закупку, доставку и распаковку всех видов материально-технических ресурсов, выполняют резку заготовок, комплектование покупных изделий, упаковку и отправку готовой продукции.

Среднесписочная численность кадров составляет 1636 человек.

 

 

 

2.2 Финансово  экономический анализ. Бухгалтерский  баланс

 

Проанализируем  форму №1 «Бухгалтерский баланс»  и форму №2 «Отчёт о прибылях и  убытках». С помощью бухгалтерского баланса можно определить ликвидность. Мгновенную ликвидность предприятия характеризует коэффициент абсолютной ликвидности (Лабс). Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности (текущих обязательств должника) может покрыть предприятие за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, т.е. наиболее ликвидных активов. Краткосрочные обязательства предприятия включают: краткосрочные кредиты банков и прочие краткосрочные займы; краткосрочную кредиторскую задолженность, включая задолженность по дивидендам; прочие краткосрочные пассивы.

Экономическое обоснование плана технического развития на предприятии (на примере ООО "Пермская сетевая компания")