Экономическое содержание и назначение налога на добавленную стоимость



Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Экономическое содержание и назначение НДС, его место и роль в налоговой системе РФ……………….…………………………………………...6

1.1 Историческая роль и сущность НДС, его место в налоговой системе РФ………………………………………………………………………………….6

1.2 Общая характеристика налога на добавленную стоимость как объекта налогового учета………........................................................................................12

Глава 2. Проблемы налогового учета исчисления и уплаты НДС на примере ООО «Лига»……………………………………………………………………...32

2.1 Особенности организации учета на предприятии ООО «Лига»…………………………….........................................................................32

2.2 Организация налогового учета исчисления и уплаты НДС на предприятии ООО «Лига»…………….………………………………………..........................38

Глава 3. Основные направления совершенствования по начислению и уплате НДС……………………………………………………………………………….41

3.1 Особенности исчисления и уплаты НДС в случаях нарушения условий поставки…….………………………………………………………………….....41

3.2 Особенности исчисления и уплаты НДС при операциях, связанных с реализацией предмета залога………………………...…………………………43

Заключение……………………………………………………………………….47

Список используемой литературы……………………………………………...49

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В  начале  90-х  годов  в  России  начались  рыночные   преобразования.

Реформированию   были   подвергнуты   все    сферы    экономической    жизни общества.  Особенное  внимание   уделялось   ранее   неизвестным   в   нашей стране  налоговым  отношениям.  Одним  из  первых   обязательных   платежей, введенных  в  практику  налогообложения,   явился   налог   на   добавленную стоимость.  За  шесть  лет  своего  существования  он  прочно  укрепился   в налоговой  системе  Российской  Федерации.

    В  настоящее  время  НДС  -  один  из  важнейших  федеральных  налогов.

  Основой   его   взимания,    как    следует    из    названия,    является добавленная  стоимость,  создаваемая  на   всех   стадиях   производства   и обращения   товаров.   Это   налог   традиционно   относят   к     категории универсальных   косвенных   налогов,    которые    в    виде    своеобразных надбавок   взимаются   путем   включения   в    цену    товаров, перенося основную  тяжесть  налогообложения  на  конечных   потребителей продукции, (работ,  услуг).

    НДС  как  наиболее   значительный   косвенный   налог   выполняет   две взаимодополняющие    функции:    фискальную    и    регулирующую.     Первая (основная),   в   частности,   заключается   в   мобилизации  существенных поступлений от данного  налога в доход бюджета за счет   простоты взимания  и  устойчивости  базы  обложения. В свою очередь   регулирующая функция  проявляется в стимулировании  производственного   накопления и усилении  контроля за сроками продвижения товаров  и  их  качеством.

    За   период   существования     налога   на    добавленную    стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные   изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает  множество  вопросов по толкованию и разъяснению   порядка обложения  данным  налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность  выбранной  темы.

    Как  известно,  НДС  является  вторым  по   значимости   после  налога на прибыль налогом, уплачиваемым предприятиями и организациями.

Вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах  периодической  печати. Таким  образом,  проблематика дипломной работы прежде всего связана со сложностью и неоднозначностью   трактования действующего законодательства по НДС.

Заинтересованность в разрешении данного вопроса и послужила   основной причиной  выбора  темы  моего  дипломного  исследования.

Цели исследования предложить рекомендации по совершенствованию налогового учета по налогу на добавленную стоимость на исследуемом предприятии.

Объектом исследования является  система налогового учета по НДС на примере предприятия ООО «Лига».

Предмет исследования – экономическое содержание и назначение НДС.

В ходе написания дипломной работы были раскрыты и поставлены следующие задачи:

                 Изучить теоретическую  базу по теме исследования;

                 Проанализировать особенности  учета, исчисления и уплаты налога в бюджет;

                 Раскрыть особенности исчисления и уплаты НДС  на примере предприятия

 Предложить рекомендации по совершенствованию налогового учета НДС на предприятии ООО «Лига».

 

 

    При написании работы были изучены и использованы основные законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДС в РФ. В частности, подзаконные нормативные акты, а также статистические материалы, статьи, опубликованные в экономических и финансовых журналах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Экономическое содержание и назначение НДС, его место и роль в налоговой системе РФ

1.1.  Историческая роль и сущность НДС, его место в налоговой системе РФ

Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику  в  XIX  веке. Некоторые  налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в  XX  веке.  Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году  французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен   во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала  использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца  прошлого  века.

НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали   акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В отличие от них, НДС является «универсальным акцизом», так как обложению им подлежат все товары.

Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога  с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными   расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно   повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и  производителей. Прежде всего это было связано с тем, что потребители   вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны   производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго.

Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими   расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной  торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же  время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения – розничной торговли – такая возможность терялась.

Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к  возникновению налога на добавленную стоимость, который давал  возможность государству контролировать весь процесс производства и  обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).

  Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года.

  В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 – в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС  1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога  в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в  1991году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

    В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира:  почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии,  ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.

    Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы:

1)                       Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие  масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

2)                       Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

3)                       В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих  налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации  продукции при ее движении от первого производителя до конечного  потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости,  добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит,  прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу,  транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые  определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой  страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего это освобождение   направлено на поощрение мелкого бизнеса, который, не располагая, как  правило, квалифицированным бухгалтерским аппаратом, испытывает определенные трудности при исчислении налогооблагаемой базы. Кроме того, государство, освобождая от обложения мелкие предприятия, сокращает тем самым свои расходы, связанные со сбором и обработкой информации, а также с осуществлением оперативного управления и контроля за деятельностью налогоплательщиков.

    В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний  уровень колеблется от 18 до 20%. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и  его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 -  10%)  применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12  -  23%) – к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше  25%) - к  предметам роскоши.

    В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на  добавленную стоимость. Новый налог  выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку  обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и  тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это   являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников  рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на  добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой  косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

    Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%.  Спустя год она была снижена до 18%, и была введена льготная ставка в размере 10%  для продуктов питания и детских товаров по перечню. В этом  виде налог и просуществовал до наших дней.

    Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:

1. пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый   кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;

2. создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;

3.присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

    В развитых зарубежных странах существуют различные методики определения добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли. Согласно другой – добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС:

1) R * (V + M),

где  R - ставка  НДС;

V - величина  заработной  платы;

M - величина  получаемой  прибыли;

2) R * V + R * M;

3) R  *  ( O  -  I ),

где  O - выручка  от  реализации  товаров,  работ,  услуг;

I - произведенные  затраты  при  производстве  продукции;

4) R * O – R * I.

Как видно из формул первые две относятся к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно – ко второй методике исходя из выручки  и произведенных затрат. Между собой первая и вторая формулы (как третья  и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Необходимо отметить, что порядок исчисления НДС в Российской Федерации основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится на основании четвертой формулы.

    С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в   бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

 

 

 

 

1.2 Общая характеристика налога на добавленную стоимость как объекта налогового учета

Налог на добавленную стоимость является одним из са­мых важных и в то же время наиболее сложных для понимания, исчисления и контроля. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой, обеспечивая поступ­ление от 12% до 30% налоговых доходов государства [18; Стр.2].

Широкое распространение НДС обусловлено его фундаменталь­ными преимуществами, в числе которых:

                 стремление облагать налогом расходы конечных потребите­лей, а не затраты производителей по производству товаров, работ, услуг;

                 потенциально широкая база налогообложения (большинство товаров, работ, услуг облагаются НДС);

                 регулярность налоговых поступлений и их пропорциональное увеличение в зависимости от изменения уровня цен;

                 получение государством части дохода на каждой стадии про­изводственного и распределительного цикла, при том, что конечная сумма НДС, получаемая государством, не зависит от количества промежуточных производителей и продавцов;

                 применение «зачетной» схемы этого налога по всей цепи производства и обращения товара, создающей трудности для уклонения от его уплаты;

                 косвенное стимулирование процессов накопления и инвести­рования (доходы, идущие на эти цели, не облагаются НДС), а также производства экспортной продукции (применяется ми­нимально возможная ставка 0%).

В настоящее время НДС в России является основным косвенным на­логом, а также важнейшим источником формирования доходной части бюджета. Начиная с 1 января 2001 г. взимание НДС в РФ осуществляется в соответствии с главой 21 НК.

В большинстве случаев бремя уплаты НДС переносится на ко­нечных потребителей, поэтому его и относят к разряду косвенных налогов. Однако при передаче товаров (работ, услуг) внутри пред­приятия для собственных нужд, при налогообложении строительно-монтажных работ для собственного потребления и в некоторых дру­гих случаях он приобретает признаки прямого налога [7; Стр.16].

Рассмотрим экономическую сущность и механизм его действия. НДС взимается с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного цикла и заканчивая продажей продукции потребителю. В научной литературе экономическое со­держание НДС обычно представляют как форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях произ­водства и распределения и определяемой как разница между стои­мостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью матери­альных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Добавленная стоимость представляет собой стоимость, которую производитель в обрабаты­вающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех то­варов и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или услуги.

Добавленную стоимость можно представить как

                 сумму заработной платы и получаемой прибыли как основных элементов, входящих в состав добавленной стоимости, а также некоторых других элементов затрат налогоплательщика, свя­занных непосредственно с его производственным циклом;

                 разницу между выручкой от реализации товаров, работ, услуг и произ­веденными при этом затратами [12; Стр.9].

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость определя­ется статьями 166 и 173 НК РФ. Для того чтобы овладеть методикой исчисления НДС, необходимо различать следующие понятия:

НДСб — НДС, подлежащий уплате в бюджет;

НДСр — НДС по реализованной (переданной) продукции (това­рам, работам, услугам) и другим облагаемым операциям;

НДСВ — НДС, подлежащий вычету (налоговые вычеты).

НДС, подлежащий уплате в бюджет, представляет собой разни­цу между суммами НДС по реализованной (переданной) продукции и суммами налога, принимаемыми к вычету: налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения указанного срока. Исключение состав­ляет случай утраты ими права на освобождение [19; Стр.4].

В российском законодательстве налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

В отличие от прочих видов налога с оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей.

Максимальная ставка НДС в Российской Федерации с 1 января 2004 года составляет 18 % [17; Стр.7].

Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции, по реализации которых не подлежат налогообложению. Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

Налогоплательщики налога на добавленную стоимость установлены статьей 143 Налогового кодекса РФ [2; Стр.17].

Все налогоплательщики делятся на две условные группы:

                 налогоплательщики «Внутреннего НДС»;

                 налогоплательщики «таможенного НДС».

Освобождение от обязанностей налогоплательщика — это право:

                 не платить НДС по операциям на внутреннем Российском рынке;

                 не предоставлять декларацию по НДС в налоговую инспекцию.

В сумме выручки не учитывается:

                 выручка, полученная по деятельности, которая облагается единым налогом на вмененный доход;

                 суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), к которым относятся санкции за ненадлежащее исполнение партнерами условий договоров (контрактов), предусматривающих реализацию этих товаров (работ, услуг) [3; Стр.5].

Освобождение от уплаты налога не могут получить  организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Если одновременно торговать подакцизными и неподакцизными товарами, претендовать на освобождение возможно, но только в отношении деятельности, связанной с неподакцизными товарами, и при наличии раздельного учета подакцизных и неподакцизных товаров.

Освобождение от  уплаты налога также не применяется если осуществляется ввоз товаров на территорию РФ, подлежащих налогообложению [3; Стр.1].

Организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение, должны представить письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Документы и уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Документами, подтверждающими право на освобождение, являются:

                 письменное уведомление [15; Стр.13];

                 выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации), в выписке должна быть отражена сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), заверенная печатью организации, подписями руководителя и главного бухгалтера;

                 выписка из книги продаж;

                 выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляется индивидуальными предпринимателями);

                 копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур [18; Стр.18].

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие уведомление об использовании права на освобождение, не могут отказаться от освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяца, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими.

Если налогоплательщик не предоставляет документы, требуемые для продления срока или отказа от освобождения, или предоставляет документы, содержащие недостоверные сведения, то сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Налоговая база — это стоимостная характеристика объекта налогообложения. Поэтому налог в большинстве случаев исчисляется исходя  из стоимости товаров (работ, услуг), которые реализуются.

Налоговая база определяется только в рублях. Если ставка налога одна, то налоговая база общая. Ее следует определять суммарно по хозяйственным операциям, которые осуществляли на внутреннем рынке и которые облагаются по одной ставке.

Если ставки налога разные, то и налоговые базы разные. В этом случае нужно определить налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг).

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) по договорным ценам равна:

                 сумме полученной предоплаты (аванса) с учетом налога;

                 стоимости товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из рыночных цен без суммы налога.

Порядок расчета определения налоговой базы при реализации зависит от порядка расчетов с покупателем. Если получена предоплата (аванс), то по одной сделке фактически определяется налоговая база дважды.

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей НДС определяется следующим образом: если товар подакцизный (сигареты, алкоголь, бензин), то в его стоимости учитывается сумма акциза. Сумма налога, которую налогоплательщик должен предъявить покупателю, в стоимость при этом не включается [1; Стр.15].

В таком же порядке определяется налоговая база:

1)                по товарообменным (бартерным) операциям;

2)                при безвозмездной передаче товаров;

3)                при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства;

4)                при передаче товаров для оплаты труда в натуральной форме [20; Стр.34].

Отдельные предприятия в силу специфики своей деятельности реализуют свои товары (работы, услуги) не по свободным (договорным) ценам, а по ценам, установленным государством или по ценам с учетом льгот, установленных государством. К таким предприятиям, в частности, относятся предприятия ЖКХ, реализующие коммунальные услуги населению, предприятия общественного транспорта, оказывающие услуги по проезду отдельным категориям граждан по льготным (сниженным) ценам.

В связи с применением государственных сниженных цен или предоставлением льгот налогоплательщик должен получать субсидии (субвенции) из бюджетов различного уровня на покрытие фактических убытков или на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой. Такие суммы при определении налоговой базы не учитываются, и налог с них не исчисляется, и не уплачивается в бюджет.

При реализации имущества, учтенного по стоимости, включающей «входной» НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из рыночных цен, с учетом НДС, акцизов, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Реализация имущества, учтенного по стоимости, включающей «входной» НДС, облагается налогом по ставкам: 18/118 или 10/110.

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц, не являющихся плательщиком НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции.

Реализация сельскохозяйственной продукции, закупленной у населения, облагается НДС по расчетным ставкам: 1/118 или 10/110 [15; Стр.6].

Такой порядок определения налоговой базы распространяется только на продукцию, и не применяется в отношении подакцизных товаров [15; Стр.23].

При производстве товаров из давальческого сырья (материалов) налоговая база будет равна стоимости обработки сырья, его переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения НДС. Следовательно, в налоговую базу включается только стоимость оказанных как переработчиком услуг, которая указана в договоре, без НДС. Стоимость давальческого сырья (материалов) при определении налоговой базы не учитывается [18; Стр.14].

В стоимости товаров (работ, услуг) учитывается акциз (для подакцизных товаров) и не учитывается НДС.

За некоторые виды многооборотной тары, поставляемой с продукцией, поставщиком может взиматься с покупателя залог. Залог взимается вместо стоимости тары и возвращается покупателю после получения от него порожней тары в исправном состоянии.              Если тара не возвращается покупателем продавцу, то она считается реализованной. В таком случае продавец исчисляет и уплачивает НДС с операции по реализации тары. Налоговая база при такой реализации определяется по правилам, установленным для имущества, учтенного по стоимости, включающей «входной» НДС [13; Стр.18].

В статье 162 НК РФ установлен перечень ситуаций, в которых полученные суммы денежных средств увеличивают налоговую базу у продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав. В таких случаях полученных суммы включаются продавцом в налоговую базу того налогового периода, в котором фактически они были получены. Налоговая база увеличивается на эти суммы только в том случае, если они связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг), то есть фактически являются частью выручки от продаж [14; Стр.12].

Экономическое содержание и назначение налога на добавленную стоимость