Право на землю
Введение______________________
Часть 1. Основания возникновения прав на землю
1.1 Общая часть___________________
1.2 Документы, удостоверяющие
права на земельные участки____
1.3 Ограничение оборотоспособности земельных участков_________6
1.4 Приобретение прав на
земельные участки,
1.5 Исполнительные органы
государственной власти и
1.6 Порядок предоставления
земельных участков для
1.7 Переход права на
земельный участок при
1.8 Особенности купли-продажи
земельных участков____________
Часть 2. Основания прекращения права собственности на земельный участок
2.1 Общая часть___________________
2.2 Основания прекращения
права постоянного (
2.3 Основания прекращения
аренды земельного участка_____
2.4 Основания прекращения
безвозмездного срочного
2.5 Основания прекращения
сервитута_____________________
2.6 Изъятие, в том числе
путем выкупа, земельных участков
для государственных или
Заключение____________________
Список используемой литературы____________________
Введение.
Возникновению, изменению и прекращению земельных правоотношений предшествуют юридические факты — события или действия (бездействие), с которыми право связывает определенные юридические последствия. Эти юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Они могут носить как правомерный, так и неправомерный характер. Не все события, действия или бездействие относятся к основаниям возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений, а только те из них, которые признаются законодательством таковыми.
Общим основанием возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и действия граждан, совершаемые по собственному волеизъявлению в соответствии с данной нормой. В отдельных случаях наличие закона служит достаточным и единственным основанием для возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений. Это означает, что для их реализации не требуется дополнительных юридически значимых действий. Типичным примером является право общего землепользования граждан, которое осуществляется свободно, т.е. без дополнительных разрешений. Так, граждане имеют право совершать допускаемые законом действия на землях общего пользования в городах, на берегах водоемов общего пользования, землях лесного фонда, не закрепленных в пользование за отдельными гражданами и юридическими лицами, иных землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и общее пользование которыми не ограничено, без специальных разрешений, а лишь в силу соответствующих положений Земельного, Лесного и Водного кодексов, иных нормативных правовых актов. Правомерность такого основания в конкретных случаях определяется на месте в зависимости от того, допустимо ли общее землепользование в пределах данного земельного участка и не требуется ли при этом соблюдение каких-либо особых условий.
Целью данной курсовой работы является изучение оснований возникновения и прекращения земельных правоотношений.
Задачи:
1.Изучить основания возникновения земельных правоотношений.
2.Изучить основания прекращения земельных правоотношений.
Часть 1. Основания возникновения прав на землю.
1.1Общая часть.
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Земельные участки,
которые были
Наиболее распространенными основаниями приобретения прав на земельные участки следует признать акты государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 28, 29 ЗК РФ) , а также договоры и иные сделки (ст. 22, 37 ЗК РФ, п. 3 ст. 274, 549 ГК РФ) . Ограниченные вещные права могут возникать на основании правопреемства. Например, к наследнику умершего гражданина переходит право пожизненного наследуемого владения принадлежащим ему земельным участком (п. 2 ст. 21 ЗК РФ). Однако в данном случае следует иметь в виду, что если при рассмотрении заявления об установлении факта принадлежности земельного участка выяснится, что возник спор о праве, то заявление должно остаться без рассмотрения. Гражданское законодательство предусматривает возникновение гражданских прав из договоров и иных сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Однако практика все же исходит из того, что права на земельный участок возникают лишь из сделок, предусмотренных законом. Такая практика соответствует естественной сущности земли как общенародного достояния.
Права на земельные участки, возникшие по основаниям, перечисленным в федеральных законах, подлежат государственной регистрации. Она является единственным доказательством их существования. Датой государственной регистрации определяется момент возникновения права на земельный участок. Вместе с тем государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). В особо важных случаях, когда необходим дополнительный контроль за динамикой имущественных отношений с таким важным объектом, как земля, предусмотрена отдельная регистрация сделок, объектом которых выступают земельные участки (п. 3 ст. 339, 584, п. 2 ст. 609 ГК РФ) . Но данное положение не должно трактоваться расширительно: все случаи регистрации таких сделок должны быть указаны в федеральных законах . Так, договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).
1.2 Документы, удостоверяющие права на земельные участки.
ЗК РФ не устанавливает новых правил удостоверения прав на земельные участки. Он отсылает к сложившейся практике, адресуя субъектов реализации прав к действующим нормам, установленным, прежде всего ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно этому Федеральному закону права на недвижимое имущество и сделки с ним фиксируются в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Он составляет основу документов, удостоверяющих права на земельные участки. Его неотъемлемой частью являются дела, включающие правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества (в том числе и на земельные участки). В дело комплектуются документы, поступающие для регистрации прав на земельный участок.
Книга учета документов
содержит данные о принятых
на регистрацию документах, об
объекте недвижимого имущества,
Возникновение и переход
прав на земельный участок
удостоверяется свидетельством
о государственной регистрации.
Регистрация договоров
и сделок с землей имеет
некоторые особенности. Ее
1.3 Ограничение оборотоспособности земельных участков.
Земельный участок как
объект недвижимости может быть предметом
гражданских и земельных
Перечень земельных
участков, изъятых из оборота,
определен в ЗК РФ (п. 4 ст. 27). Изъятые
из оборота земельные участки
не могут предоставляться в
частную собственность, а
Из оборота изъяты
земельные участки, занятые
1) государственными природными
заповедниками и национальными
парками (за исключением
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций
федеральной службы
5) объектами организаций
федеральных органов
6) объектами использования
атомной энергии, пунктами
7) объектами, в соответствии
с видами деятельности которых созданы
закрытые административно-
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими
сооружениями, линиями связи и
коммуникациями, возведенными в
интересах защиты и охраны
Государственной границы
Необходимость полного изъятия из оборота земельных участков, находящихся в федеральной собственности, обусловлена характером объектов, расположенных на этих участках. Их перечень, изложенный в ЗК РФ, является исчерпывающим и не может быть расширен по решению органов государственной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления.
Изъятие земельного
участка из оборота означает
лишь то обстоятельство, что по
поводу таких земельных
Другую категорию составляют
земли, ограниченные в обороте,
Ограничиваются в обороте
находящиеся в государственной
или муниципальной
1) в пределах особо
охраняемых природных
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными
объектами культурного
5) предоставленные для
обеспечения обороны и
6) не указанные в пункте
4 статьи 27 ЗК РФ в границах
закрытых административно-
7) предоставленные для
нужд организаций транспорта, в
том числе морских, речных
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для
производства ядовитых веществ,
12) загрязненные опасными
отходами, радиоактивными веществами,
подвергшиеся биогенному
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором
поясах зон санитарной охраны
водных объектов, используемых для
целей питьевого и
Ограничение оборота
земельных участков, находящихся
в государственной и
Возможности ограниченного включения в гражданский оборот земель, предоставленных для нужд железнодорожного транспорта, указаны в ФЗ от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ "О Федеральном железнодорожном транспорте" и Положении о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденном приказом МПС РФ от 15 мая 1999 г. Согласно названному Положению свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, кроме складов горюче-смазочных материалов и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
Ограничение оборота земельных участков зависит от направления использования и охраны отдельных категорий земель или специально указанных земельных участков. Так, ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определяет особенности оборота садовых, огородных и дачных земельных участков. Он устанавливает, что при совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками не допускается изменение их целевого назначения и разрешенного использования.
Оборот земель сельскохозяйственного
назначения должен регулироваться федеральным
законом об обороте земель сельскохозяйственного
назначения (п. 6 ст. 27 ЗК РФ). До введения
его в действие оборот земельных
участков сельскохозяйственного
при переходе права
на земельный участок от
иностранные граждане,
лица без гражданства и
приватизация земельных
участков
Этот порядок не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
1.4 Приобретение прав на
земельные участки,
Земельные участки
из земель, находящихся в государственной
или муниципальной
Новеллой действующего
земельного законодательства
Юридические лица, в
отличие от граждан, по закону
обязаны переоформить право
Правом предоставления
земельных участков, находящихся
в федеральной собственности,
наделены органы
Землями, находящимися
в собственности субъектов
Муниципальной земельной
собственностью распоряжаются
Решение органа
Предоставление земельных
участков, находящихся в государственной
или муниципальной
Решение о предоставлении
земельного участка в
Если граждане или юридические лица ходатайствуют о предоставлении им в собственность для строительства участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то отказ не допускается, за исключением случаев, когда испрашиваемые земельные участки изъяты из оборота, либо федеральным законом установлен запрет на их приватизацию, либо они зарезервированы для государственных и муниципальных нужд.
Не допускается также
отказ в предоставлении в
Следует иметь в
виду, что помимо норм гл. 17 ГК
РФ и ЗК РФ возникновение
прав на землю регулируют
1.5 Исполнительные органы
государственной власти и
Предоставление гражданам
и юридическим лицам земельных
участков из земель, находящихся в
государственной и
Предоставление земельных
участков для объектов
Составление необходимой землеотводной документации с подготовкой проекта постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или реконструкции объекта по варианту размещения, согласованному с местными органами архитектуры и градостроительства, осуществляется органами Федеральной службы земельного кадастра России.
Рассмотрение ходатайств застройщиков, материалов предварительной градостроительной проработки по выбору земельного участка, включая обязательное обследование в натуре, сопоставление сравнительных вариантов размещения, выработка условий предоставления земельных участков, независимо от способов и форм предоставления земли (бесплатное, на аукционной или конкурсной основе, аренда и др.), осуществляется постоянно действующими комиссиями по выбору земельных участков под застройку при органах местного самоуправления. Эти комиссии проводят свою работу в соответствии с утвержденными главой муниципального образования регламентом и персональным составом.
В выборе земельного
участка обязательное участие
принимают собственники земли,
землепользователи,
Органы местного
Размещение объектов строительства должно приводиться в соответствие с функциональным зонированием территории городов и поселений, принятым в их генеральных планах, проектах детальной планировки районов или другой градостроительной проектно-планировочной документации, при размещении за пределами городской или поселковой черты - в соответствие с функциональным зонированием, принятым в проектах или схемах районной планировки.
1.6 Порядок предоставления
земельных участков для
Предоставление земельных участков для строительства из государственных и муниципальных земель осуществляется с проведением работ по их формированию по двум вариантам:
а) с предварительным
б) без предварительного согласования мест размещения объектов.
Предварительное согласование
мест размещения объекта не
проводится при его размещении
в городском или сельском
Предварительное согласование
мест размещения объекта
Гражданин или юридическое
лицо, заинтересованные в
- Право на иск. Право на предъявление иска при рассмотрении гражданских дел с участием военнослужащих внутренних войск МВД России
- Правонарушение и юридическая ответственность
- Правонарушение несовершеннолетних
- Правонарушение порядка управления
- Правонарушение предпринимателей
- Правонарушения в социальном обеспечении
- Правонарушения в сфере труда
- Право інтелектуальної власності
- Право как мера свободы личности
- Правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность
- Право муниципальной собственности
- Право муниципальной собственности
- Право муниципальной собственности
- Право на жилое помещение