Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии

 

 



 



 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

на тему «Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Стр

Глава 1 Теоретические  аспекты правового и нравственного  воспитания учащихся в процессе технологической подготовки.

 

1.1   Сущность и  механизм правового воспитания 

 

1.2   Сущность и  механизм нравственного воспитания 

 

1.3   Технологическая  культура и трудовое воспитание

 

Глава 2 Реализация теоретической модели правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки

 

2.1 Проведение первичной диагностики гражданско-правового самосознания учащихся

 

2.2 Методы правового и нравственного воспитания школьников в процессе трудового обучения

 

2.3 Анализ результатов диагностики нравственно-правовой позиции учащихся

 

2.4  Методические приемы обучения учащихся правовой и нравственной культуре на уроках технологии

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 



 

 

 

 

 

 

Введение.

 Право и подросток – это проблема социальная и психолого-педагогическая.

Современный период характеризуется  высоким уровнем развития науки, техники, культуры – с одной стороны. С другой – нестабильностью в  обществе из-за разного рода катаклизм, в т.ч. войны, экологические проблемы, национальные, расовые дискриминации, беженцы, переселенцы, безработица, нищета, голод. И в этом ряду, в особом ряду, стоит проблема прав детства. По двум причинам.

Во-первых – это выше перечисленное имеет самое непосредственное отношение к нарушению прав ребенка, прав детства. Дети – самая слабая и уязвимая часть общества, народа, нации и все социально-экономические, политические пороки общества отражаются прежде всего на них, на жизни ребенка.

Вот почему во всем мире деятельность общественных организаций, начиная с ООН, различных политических, религиозных, благотворительных движений направлена на решение перечисленных проблем.

В мировом обществе и  у нас в России есть попытка  решить эти проблемы законодательно (основные документы: декларация прав ребенка. Резолюция 1386.00Н от 20 ноября 1959г.; конвенция «О правах ребенка», 44 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1989г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания и развития детей, Нью-Йорк, 30 сентября 1990г.). Основные права детей и обязанности по отношению к ним оговорены в Конституции РФ, различных Кодексах – гражданском, уголовном, «О семье и браке», «О труде», «Об образовании», «О здравоохранении» и т.д.

Проблема правовой охраны детства рассматривается в двух аспектах:

  • социальном – обеспечение правового статуса ребенка и родителей, охрана материнства и детства, создание разветвленной системы социальных, медицинских, образовательных, культурных, детских учреждений, социальные льготы, защита материнства в нестабильных условиях;
  • психолого-педагогическом – создает нормальные условия для физического и духовного развития ребенка, реализации его личности, организации и методики воспитания детей в современных условиях, а также психолого-педагогической реабилитации детей, пострадавших в результате нарушений прав ребенка, утративших нормальную социально-педагогическую среду развития.

Основная проблема заключена  в том, что чем старше дети, тем  больше правовых знаний и вместе с  тем больше правонарушений, осознанных и мотивированных. Драматизм проявляется  в том, что знания не переходят в поведение. Почему? Правовые знания, получаемые в среднем и старшем звене, как объективный компонент мировоззрения имеют форму описательно-констатирующего суждения личности и не всегда определяют мировоззрение будущих граждан страны. Они должны приобрести для растущего человека субъективный смысл, то есть превратиться в его взгляды и убеждения, стать основой его нравственности.

Исходя из всего вышесказанного мы определили тему исследования: «Правовые и нравственные основы воспитания учащихся при обучении технологии.

Цель работы: изучение возможности правового и нравственного воспитания учащихся при обучении технологии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс финансово-экономического лицея №29 г.__________

Предмет исследования: правовое и нравственное воспитания учащихся школы на уроках технологии.

Гипотеза исследования: развитие правовых и нравственных качеств школьников в процессе технологической подготовки будет эффективным, если:

    • проанализирована специфика финансово-экономического лицея №29 г._________ и выявлены условия, обеспечивающие развитие правовых и нравственных качеств личности;
    • этот процесс будет проходить в рамках четко спроектированной технологической подготовки школьников;
    • сконструирована и реализована технология, обеспечивающая, структурно и содержательно, развитие правовых и нравственных качеств школьников на уроках технологии.

Задачи работы:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературы по вопросам правового и нравственного воспитания.
  2. Проанализировать особенности гражданско-правового самосознания учащихся, их морально-этическую позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты правового и нравственного воспитания учащихся в процессе технологической подготовки

 

Понятие, структура  и виды правовой и нравственной культуры

Долгое время культура понималась как совокупность материальных и духовных богатств, ценностей, накопленных  человеком в процессе общественно-исторического  развития.

В научной литературе отсутствует единый подход к пониманию  культуры. Одни ученые дают либо общие, носящие обязательный характер определения, а другие авторы останавливаются на отдельных сторонах культуры. Например Соколов определяет культуру как «совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, а так же духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности». Другой ученый (Артамонов) под культурой понимает «совокупность форм, в которых находит отражение общественно-историческая практика». Все имеющиеся научно-литературные подходы к пониманию культуры можно подразделить на 3 большие группы: антропологический, социологический, философский.

При антропологическом  подходе культура понимается как  культура всех благ, созданных человеком. С точки зрения социологического подхода культура трактуется в виде совокупности духовных ценностей. Культура выступает компонентом общественной жизни. При философском подходе к пониманию культуры, она рассматривается как исторически определенный уровень развития общества, а также творческих сил и способностей человека.

Правовая культура – это разновидность общественной культуры. Некоторые авторы полагают, что правовая культура это высокая степень знания, понимания права, а так же способность полного и правильного осуществления правовых норм. Данных подход неверно отражает культуру, это противоречит действительности. Наиболее адекватно природа правовой культуры получила определение в работах В.П. Сальникова. Автор указывает на то, что правовая культура общества представляет собой разновидность общественной культуры, отражающей определенных уровень правосознания, законности, совершенствования законодательства и юридической практики и охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности воплотивших достижения правовой мысли, техники и правовой практики.

 

Структура правовой культуры.

В качестве элементов правовой культуры общества выступают компоненты юридической  надстройки. В юридической литературе нет единства в определении элементов структуры: выделяют по количеству и качеству. Например: А.П. Семитко полагает, что элементами правовой культуры являются уровневые состояния, то есть степени правового развития таких компонентов правовой жизни общества, как тексты; правовая деятельность; правосознание; носители культуры. По мнению В.И. Каменской и А.Р. Ратинова в состав правовой культуры входят:

  1. право – как система норм;
  2. правоотношения;
  3. правовые учреждения – как система государственных органов;
  4. правосознание;
  5. правовое поведение.

Судя по приведенным  позициям все авторы с теми или  иными оговорками понимают структуру  правовой культуры, как совокупность фундаментальных правовых явлений  общества, а именно права, правосознания, правовых отношений, правовых учреждений, взятых в определенном уровневом состоянии.

 

Виды правовой культуры общества.

Правовую культуру, так  же как и правосознание, можно  подразделить на правовую культуру общества и правовую культуру личности. Правовая культура личности воспроизводит материал и духовную сферу права, ценности, накопленные правовой истории народа, а так же юридическую практику. Уровень правовой культуры общества характеризуется следующими показателями:

  1. состояние правосознания граждан и должностных лиц государства;
  2. уровень совершенства действующего законодательства;
  3. уровень законности и правопорядка;
  4. уровень развития юридической техники;
  5. уровень культуры правотворческих правоприменительных органов.

Правовая культура личности – это знание, понимание и осознание выполнения требований права в повседневной деятельности человека. Индивидуальная правовая культура, так же как и правовая культура общества, явление внутренне сложное, не однородное. Она характеризуется следующими показателями: правовая образованность человека, знание действующего законодательства; наличие минимальных практических навыков и умения пользоваться этими знаниями в конкретной жизненной ситуации; осознанное соблюдение и исполнение требований юридических норм; правовая активность личности.

В зависимости от уровня, выделяются следующие виды индивидуальных правовых культур:

    1. обыденная;
    2. профессиональная;
    3. доктринальная;

Обыденная правовая культура останавливается на поверхности  правовых явлений. С помощью этого вида нельзя правильно оценить все стороны юридического практики. Специфика обыденной культуры состоит в том, что она не поднималась до уровня теоретических обособлений, использовалась людьми в их повседневной жизни.

Профессиональный уровень  правовой культуры складывается у лиц, специально занимающихся правовой деятельностью. При непосредственном соприкосновении с правовыми явлениями у них вырабатывается профессиональный уровень правовой культуры. Этому виду свойственно более высокая степень понимания права, но в соответствии со своей деятельностью.

Доктринальная правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, а не каких-то отдельных проявлений. Этот вид правовой культуры вырабатывается коллективными усилиями ученых юристов, политических деятелей, опытом практических работников, осуществляющих деятельность в сфере правоприменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Сущность и механизм правового воспитания

Понятие правового  воспитания

Правосознание и правовая культура людей различных социальных общностей складывается под воздействием различного сочетания факторов. Этот процесс охватывается понятием правовоспитательной деятельности. В юридической науке сложилось 2 подхода к правоприменительной деятельности: правовое воспитание личности и правовое формирование личности.

Правовое  воспитание личности – это целенаправленный, организованный, преднамеренный педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

 

Механизм правового  воспитания

Правовое  формирование личности – это весь многократный процесс формирования правовой культуры под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.

Правовое воспитание выполняет две основные функции: передача определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формирование правовых идей, чувств, убеждений в сознании воспитуемых в отличие от других видов социального воспитания личности.

Специфика правового  воспитания состоит в следующем:

  1. его исходной базой выступает система правовых норм;
  2. до сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания;
  3. оно основывается на возможности государственного принуждения;
  4. это воздействие осуществляется на все субъекты права;
  5. оно осуществляется в специальных правовых формах и с использованием специальных средств и методов;
  6. правовое воспитание осуществляется лицами, имеющими юридическое образование.

 

Цели, задачи и реализация правового воспитания

Целью правового воспитания, говоря в общем, является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. Конкретные цели правового воспитания: правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства – т.е. фактически применение полученных знаний на практике.

Выпускник школы должен разбираться в правоведении (уметь участвовать в обсуждении) на уровне следующих тем и вопросов:

  1. Право, его роль в жизни общества и государства. Понятие и признаки государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Норма права. Нормативный правовой акт. Система законодательства. Субъекты. права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
  2. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
  3. Федеральное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
  4. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
  5. Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Пределы допустимой самообороны.

 

Фактически, содержание образования представляет собой курс основ государства и права, с ориентацией на практическое применение знаний. Такое правовое обучение предполагает постоянство аудитории, наличие обучающей программы, широкое использование педагогических приемов обучения и воспитания.

Правовое информирование возможно при распространенности и доступности информации. Этому способствует просвещение населения через печатную продукцию, средства массовой информации, телекоммуникационные технологии (Интернет), общение с юридически образованными людьми, обращение в публичные центры правовой информации, консультации. Сюда же можно отнести лекции на предприятиях, в организациях и учреждениях, пропаганда, занятия в системе повышения квалификации, театральные постановки, кино и телевидение – все это методы правового воспитания граждан.

Элементарные основные нормативные акты (Конституция РФ, Кодексы РФ) желательно иметь в  каждой семье, чтобы в случае необходимости  просто заглянуть и рассеять все  сомнения по тому или иному вопросу. Вступая в те или иные гражданско-правовые правоотношения, гражданам следует обращаться к соответствующим нормам кодификационных актов. Заключают ли они сделку купли-продажи – просмотреть главу ГК РФ о купле-продаже; нанимают ли помещение – смотреть главу «Наем помещений» и т.д. Основные тексты договоров можно позволить себе иметь в бумажном виде или приобрести компакт-диск с какой-либо правовой системой (благо, иметь компьютер дома или на работе сегодня может себе позволить практически каждый работающий гражданин).

СМИ с одной стороны, захламлены передачами и статьями, в которых обсуждаются те или  иные правовые явления, происходящие в  стране, а с другой стороны, подача материала превращается больше в  шоу с интересными действующими лицами, где форма преобладает над содержанием. Передачи же более серьезные в большинстве своем не доступны в понимании населению именно из-за недостатка базовых знаний о праве каждого члена общества.

Для того, чтобы запустить  механизм правового воспитания в  каждодневных ситуациях, важно, чтобы грамотные люди передавали юридические знания другим лицам, например, родственникам, друзьям, коллегам – зная, как поступить в той или иной ситуации, нужно доводить до других лиц эти сведения, разъяснять спорную ситуацию.

Для разъяснения юридических вопросов сторонним людям существуют юридические консультации. Многие граждане не решаются обращаться к консультантам в опасении, что они потратят довольно крупную сумму денег, не получив дельного и действенного совета (разъяснения). В последнее время становятся популярны онлайновые Интернет-консультации, в которых совершенно любой посетитель может задать интересующий его вопрос и получить профессиональный ответ. В сети имеется множество организаций, оказывающих платные услуги, но есть и те, которые не берут оплаты за свою помощь гражданам, а работают в целях именно правового просвещения и образования.

Каждый человек не только сталкивается с правом, но и  непосредственно в какой-то мере участвует в юридической жизни государства самым активным образом. Человека, например, могут вписать в список присяжных заседателей, и при определенных условиях он сможет участвовать на судебном процессе в судьбе какого-либо человека, путем отдания своего голоса в пользу обвинения или оправдания его. Эдакий «суд улицы» - как обозвал суд присяжных М.Н. Катков [Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ – М., 1910г. – стр.494] и есть пример участия каждого (буквально – любого человека, взятого с улицы) в правотворении. А участие в референдумах? Это и есть выражение воли народа в связи с правотворческой деятельностью властей.

Правовая воспитанность  ведет в итоге к процветанию  государства, подкованные в правовом смысле граждане, активизируются и в экономическом. «Развитие надлежащего активного правосознания, сознания собственных прав, важно в педагогике и с точки зрения развития житейской (хозяйственной и т.д.) деятельности. Оно сообщает необходимую для жизни твердость и уверенность, энергию и предприимчивость ... Экономическое недомогание или процветание зависит от характера миллионов субъектов хозяйственной деятельности, от типа «хозяев», от их энергии, предприимчивости, умения смело и уверенно задумывать и исполнять хозяйственные планы, полагаться на себя, а не на авось и прочее. А для воспитания этих черт характера существенным условием является законность, пропитание всех областей социальной жизни, в том числе и экономической,  ПРАВОМ».

Говоря о правовом воспитании школьников, чаще всего  имеют в виду такие его формы, как нравственно-правовое воспитание, гражданско-правовое, этико-правовое, патриотическое. Т.е. в школьниках система воспитывает патриотов, граждан. И это, безусловно, оправдано, т.к. «эмоционально здоровое и достаточно интенсивное сознание своих прав оказывает на человека такое важное воспитательное влияние, что оно делает его «гражданином» по характеру» [Ibid, стр.149-150].

В воспитании патриотов  заинтересована любая страна. В Российской Федерации воспитанию патриотических настроений посвящена Государственная  программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы [Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»//Собрание законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2001г., №9, стр.862], целью которой является «развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации».

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной  власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Система патриотического  воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма  в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Патриотическое воспитание связано с чисто правовым на идеологическом уровне, но не может заменить его – их задачи и форма реализации различны, они составляют непременные элементы общего воспитания, особенно на ранних этапах жизни человека.

Важной задачей правовоспитания  можно назвать его ориентир на борьбу с правонарушениями, предупреждение противозаконных деяний. Поэтому большое внимание должно уделяться устранению дефектов правосознания у склонных к правонарушению лиц. Этого требуют задачи укрепления правопорядка. В основной же своей части правовоспитательные мероприятия ориентируются на законопослушных лиц, правосознание которых не может считаться дефектным в уголовно-правовом воспитании.

Так вкратце можно  обозначить задачи правового воспитания и пути его реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и механизм нравственного воспитания

Анализ проблем духовной жизни  общества, вопросов, связанных с  его культом, во многом зависит от особенностей подхода к определению  последней. Ныне существует более 360 определений  этого понятия. Данное многообразие обусловлено, прежде всего, объективной многозначностью культуры.

Каждая из наук, изучающих  вопросы культуры, исходя из своего предмета исследования, выявляет те ее стороны и отношения, которые  попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в  жизни общества, успехи, достигнутые в научно-теоретической мысли, во много обусловлены усилением внимания обществоведов к вопросам духовной культуры.

В противовес природе  культура обозначала духовное начало, духовные способности и возможность  человека, вся культурно-творческая практика которого осознавалась в домарксистской культурологии как “чисто духовная практика, целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя в идейных продуктах этого сознания”.

Формирование духовного  мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе ее воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально-экономических отношений до окружающей воспитуемого морально-психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.

Культура поведения  выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой –  усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Дети нуждаются в  раскрытии глубокого внутреннего  смысла культуры, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения подростка, юноши в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития и являющиеся атрибутом общечеловеческой культуры.

 

Нравственное  воспитание школьника и творчество

Огромное значение нравственного  воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого считали, что подготовка доброжелательного человека не может  сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.

Большую роль нравственному воспитанию отводил швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

“… Нет, одного ума и одних  познаний еще не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который  иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречии с ним, связывает людей в честное, дружеское общество.”  (К.Д. Ушинский.  О нравственном элементе в воспитании).

Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии