Правовое обеспечение охраны труда на предприятии

  СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3

  1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ…...10

                       1.1. Государственное регулирование охраны труда на предприятии……………....10

1.2. Организация охраны труда работодателем и работником………………….….25

  • 1.3. Организация расследования и учета несчастных случаев на производстве..…37
    1. ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБВАНИЙ В СФЕРЕ ОХРА-

    НЫ ТРУДА…………………………………………………………………………….48

      1. Материальная ответственность за нарушение требований охраны труда…..48
      2. Административная  ответственность за нарушение требований охраны труда...…………………………………………………………………………………..….52
      3. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда……………………………………………………………………………………..…59

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..70

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……….. ………………………………………75

    Приложение 1………………………………………………………………………….81

    Приложение 2………………………………………………………………………….82

    Приложение 3………………………………………………………………………….87

    Приложение  4………………………………………………………………………….93

    Приложение 5………………………………………………………………………….94

    Приложение  6………………………………………………………………………….95

    Приложение  7………………………………………………………………………….96

    Приложение 8…………………………………………………………………...……104

    Приложение 9…………………………………………………………………… …..105

    Приложение 10……………………………………………………………………….109

    Приложение 11……………………………………………………………………….110 
     

    ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность исследования. Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

        Часть 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации  предусматривает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Часть 3 ст. 37 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина Российской Федерации на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

        С юридической точки зрения существуют 3 аспекта, по которым можно рассматривать правовое  обеспечение охраны труда:

        - во-первых, как институт трудового права, т.е. как совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников;

        - во-вторых, рассматривается как элемент трудового правоотношения, т.е. совокупность встречных субъективных прав и обязанностей работника и работодателя по соблюдению требований безопасности условий труда, безопасной эксплуатации техники и соблюдению в интересах безопасности труда технологии производства;

        - в-третьих, рассматривается как субъективное право работника на безопасные и здоровые условия труда. Это субъективное право реализуется в конкретных трудовых правоотношениях.

        В настоящее время в связи с  внедрением новых технологических  процессов возникают проблемы в  области охраны труда и здоровья работников с учетом повышения ответственности за ущерб, причиненный жизни и здоровью работников.

        В практике Меленковского районного  суда Владимирской области увеличивается число рассматриваемых дел, касающихся споров, связанных с взысканием страховой суммы, а также об установлении размера ежемесячных страховых выплат по возмещению вреда здоровью.

        Так в 2008 году Меленковским прокурором заявлен  иск в интересах гражданина Китаева к Меленковскому району отделению фонда социального страхования о взыскании 40626 руб. 98 коп., а также об установлении размера ежемесячных страховых выплат по возмещению вреда здоровью. Суд постановил удовлетворить требования прокурора о взыскании с Меленковского районного фонда социального страхования страховой суммы в пользу истца.

        Для правого обеспечения охраны труда характерны две особенности. Во-первых, в него входят технические и медицинские стандарты. Правовые нормы, регулирующие безопасность и гигиену труда, довольно часто "переплетаются с техническими, медицинскими, физиологическими нормативами, с нормами организационного характера".

        Во-вторых, характерно преобладание публично-правовых начал, административно-правовых норм и положений императивного характера.

        В правовое обеспечение охраны труда входят нормы, которые устанавливают права и обязанности работодателей и работников по охране труда, а также конкретизирующие эти правовые нормы:

        - правила и инструкции по охране  труда, противопожарной безопасности;

        - правовые нормы, устанавливающие  компенсации и льготы работникам, работающим в тяжелых, вредных и/или опасных условиях;

        - специальные нормы, предусматривающие  повышенную охрану труда женщин, лиц в возрасте до 18 лет и лиц с пониженной трудоспособностью;

        - нормы, регламентирующие финансирование  и организацию мероприятий по  охране труда;

        - нормы, регулирующие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве;

         - нормы, регулирующие надзор и  контроль за соблюдением законодательства об охране труда и ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

         Выбор темы настоящего исследования обусловлен необходимостью проведения комплексного анализа правового обеспечения охраны труда на предприятии на примере ООО «Литмаш – М», выявления проблем, возникающих при регулировании контроля за соблюдением законодательства об охране труда, а так же ответственность за нарушение законодательства, и выработки предложений по их решению.

         Цели  и задачи исследования. Целью настоящей работы является изучение правового обеспечения охраны труда на примере ООО «Литмаш-М».

          Предмет исследования. В настоящей работе правовое обеспечение охраны труда на предприятии ООО «Литмаш–М» рассматривается, как защита конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Обращается внимание на соблюдение государственных гарантий и необходимого уровня социальной защиты трудящихся, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, анализируется законодательство, регулирующее вопросы правового правовое обеспечение охраны труда. Сферой исследования охвачена практика применения законодательства административными и судебными органами. Таким образом, предметом исследования являются права и обязанности работника и работодателя по соблюдению требований безопасности условий труда, безопасной эксплуатации техники и соблюдению в интересах безопасности труда технологии производства, регулируемые трудовым правом и отдельными нормативно-правовыми актами.

          Цель  и задачи исследования. Автор раскрывает заданные задачи и цели в двух главах, каждая поделенная на параграфы.

          Основной  целью исследования является определение правового обеспечения охраны труда на предприятии ООО «Литмаш – М».

          Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

          - изучить правовые средства, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

          - исследовать  государственно – правовые требования по охране труда на предприятии, дать им оценку;

          - рассмотреть технологию аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ, которая помогает восстановить службу охраны труда, проводить обучение и инструктаж, восстанавливать санитарно-бытовые помещения, решает вопросы финансирования мероприятий по улучшению условий труда, растет общая культура производства, а так же изучить правовые основы правовое основы обучения по охране труда на предприятии и государственную экспертизу;

        - изучить особенности медицинских осмотров некоторых категорий работников к числу которых относятся прежде всего работники, занятые на  работах с вредными условиями труда, продолжительность рабочего времени и предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, которые устанавливаются так же для этой категории работников, получение молока "за вредность" или  денежной компенсации;

            - рассмотреть обязанности работодателя при несчастном случае на производстве и порядок расследования несчастных случаев, их учет и хранения материалов о расследовании, разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве;

          - раскрыть приостановление деятельности и ликвидации организации или структурных подразделений в следствии нарушения требований охраны труда,.

          Теоретическая основа исследования. При разработке дипломной работы были изучены труды Г.К. Аворник, В.А. Ершова, Н.В. Емельянова, Н.А. Завойкиной, Г.П. Ивлиева, Ю.М. Кузнецова В.И Миронова М.В. Мошкович, Ю.Г. Сорокина, Б.И. Сосна, Ю.А. Терешко.

          Так же исследовались научные исследования в области административного и уголовного права А..П. Алехина., Д.Н. Бахраха, А.А. Кармолицкого, И.Я. Козаченко, Ю.М. Козлова, В.В. Мозякова, З.А. Незнамовой, Р.А. Сабитова, работы представителей науки трудового права: Л.Ю. Бугрова, С.Ф. Васличева, В.А. Глозмана, СЮ. Головиной, Н.И. Гонцова, К.Н. Гусова, И.Я. Киселева, В.И. Миронова, М.В. Молодцова, А.Ф. Нуртдиновой, СВ. Передерина, В.И. Попова, Н.Н. Семенюты, В.Н. Скобелкина, О.В. Смирнова, А.И. Ставцевой, Л.А. Сыроватской, В.Н. Толкуновой, О.С Хохряковой, Г.Х.

          Методологическую  основу исследования составили общие (анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения, комплексного подхода) и частные (сравнительного правоведения, логического анализа) методы исследования.

          Научная новизна исследования. Охрана труда - одна из важнейших сторон любой деятельности, однако она представляется многим столь старым и привычным делом, что возможность новых подходов в этой сфере не всегда приходит. Тем не менее новые технологии пробили себе дорогу и в этой области, заставив мир по-новому взглянуть на старые проблемы. Буквально за последние 5 - 7 лет представления о правовом обеспечении охраны труда претерпели изменения, которых данный институт не знал со времен своего возникновения. Изучение подобных новаций позволяет адекватно оценить актуальные направления в области охраны труда и сформулировать задачи в этой сфере, не повторяя допущенных ошибок и не упуская ключевых элементов. Без такого подхода немыслимы ни организация современного рабочего места, ни эффективное управление современным предприятием, ни современная государственная политика в области охраны труда.

          Идея  необходимости поддержания безопасности производства и охраны здоровья работников была сформулирована еще в 1966 г. в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Пакт впервые дал расшифровку права каждого человека на благоприятные условия труда, которое было заложено в ч. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в числе которых было названо право работников на "труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и здоровья" ("safe and healthy working conditions"). Следовательно, уже в документе МОТ присутствовало слово "здоровье". Однако специалисты ряда стран долгое время использовали эту формулировку в несколько измененном виде, переводя ее как "профессиональная безопасность и гигиена труда". Таким образом, в юридической традиции многих стран (и Россия не стала здесь исключением) понятие "гигиены" без видимых оснований фактически подменило собой термин "здоровье", ввиду чего последний на долгие годы вообще выпадал из терминологического ряда, связанного с охраной труда. Сохранить оригинальное звучание термина удалось в основном англоязычным странам, и по сей день именующим привычную нам "безопасность и гигиену труда" именно "профессиональной безопасностью и здоровьем" ("occupational safety and health").

        Следует отметить, что сегодня отражение  научной новизны исследования прослеживается в соответствующей терминологии практически повсеместно. Многие языки уже учли новые веяния и поспешили перейти на исходную терминологию, восстановив ключевое положение понятия "здоровье" в терминологическом ряду охраны труда (французский - "sante et securite au travail", немецкий - "Sicherheit/Arbeitsschutz und Gesundheit", испанский - "Sanidad y Seguridad Ocupacional" и др.). Таким образом, одна уточненная формулировка послужила базой для полного обновления концепции охраны труда в мире. В данной статье по мере необходимости используется этот подход, поскольку он лучше всего отвечает современной трактовке рассматриваемой проблемы. Вместе с тем в случаях, когда необходимость подобной детализации терминов отсутствует, в статье используется более привычный читателям термин "охрана труда".

        Серьезное внимание уделяется сегодня специалистами  и вопросам жестокости на производстве. Что интересно, физическая и психологическая жестокость, которая в недавнем прошлом считалась проблемой скорее дисциплинарной, сегодня также входит в сферу охраны труда. Оба вида жестокости взаимосвязаны и часто встречаются в совокупности. Физическая жестокость проявляется чаще всего в непосредственном физическом воздействии на работника (нападении, нанесении телесных повреждений, применении физической силы для принуждения работника к выполнению каких-либо действий и т.д.).

        Автор отмечает, что, несмотря на постоянные исследования и разработки ученых, новая концепция охраны труда еще не имеет окончательной формулировки и продолжает развиваться как в направлении изучения рисков, так и в направлении определения наиболее эффективных методов борьбы с ними. На практике основные обязанности по повышению превентивной культуры в сфере обеспечения безопасности и здоровья на производстве, а также первичное выявление рисков и нормативное закрепление методов борьбы с ними лежат на сторонах трудовых отношений.

          Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1.1. Государственное  регулирование охраны труда

        Государственное управление охраной труда - это особый вид управленческой деятельности органов  государственной власти и управления, наделенных законодательством властными полномочиями по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников в установленных для них сферах деятельности. В силу таких полномочий воля указанных органов, выраженная в нормативных правовых актах, предписаниях, разрешениях , является обязательной для объектов управления - подчиненных государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, юридических лиц, граждан.

        Особым  видом управленческой деятельности в сфере охраны труда является также деятельность государственных органов по контролю и надзору за соблюдением юридическими и физическими лицами требований охраны труда, включая действия по пресечению фактов нарушения требований охраны труда и применению предусмотренных законодательством мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами требований охраны труда в установленной сфере деятельности.

        Государственные органы, на которые возложены функции  управления охраной труда, определены ст. 216 ТК РФ. государственное управление охраной труда осуществляется прежде всего Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.1(См. Приложение 1).

        Правительство РФ, будучи органом государственной власти, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, регулирует отношения в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти; определяет порядок взаимодействия и согласованного функционирования Правительства РФ и других органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.2

        Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда, является Минздравсоцразвития России.

        В соответствии с Положением об этом Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321, Минздравсоцразвития России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности и принимает следующие нормативные правовые акты по охране труда:

        - перечень документации и материалов, представляемых на государственную  экспертизу условий труда;

        - предельные нормы переноса и  перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

        - порядок обучения и проверки  знаний работников организаций  в области охраны труда, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет ФСС РФ;

        - положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

        - правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического  питания;

        - межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

        - нормы и условия бесплатной  выдачи работникам, занятым на  работах с вредными условиями  труда, молока или других равноценных  пищевых продуктов;

        - перечень вредных производственных  факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока;

        - перечень производств, профессий  и должностей, работа на которых  дает право бесплатно получать  лечебно-профилактическое питание  в связи с особо вредными  условиями труда;

        - перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, реализация которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

        - порядок и нормы бесплатной  выдачи работникам сертифицированных  средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих  средств;

        - методические рекомендации по  разработке государственных нормативных  требований охраны труда;

        - типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, а  также другие нормативные правовые  акты по вопросам охраны труда.

        Указанные нормативные правовые акты содержат правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, в целях сохранения жизни и здоровья работающего населения. Разработка и принятие обязательных для исполнения нормативных правовых актов является одним из видов управленческой деятельности Минздравсоцразвития России в области охраны труда.

        В процессе реализации своих полномочий названное Министерство вправе запрашивать  и получать в установленном порядке  сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к его компетенции вопросам; создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

        К числу иных федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих наряду с Минздравсоцразвития России управление охраной труда, относятся федеральные органы исполнительной власти.

        Например, МЧС России издает нормативные правовые акты и другие документы по вопросам защиты населения (в том числе работающего населения) и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (чрезвычайных ситуаций); утверждает положение о системе и порядке проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; определяет порядок разработки и представления декларации безопасности потенциально опасных промышленных объектов (в пределах своей компетенции); порядок разработки и представления деклараций безопасности подводных потенциально опасных объектов. Кроме того, МЧС осуществляет надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.3 И в той мере, в какой указанная деятельность МЧС касается безопасности работающего населения при техногенных катастрофах, пожарах на промышленных объектах и других чрезвычайных обстоятельствах, МЧС осуществляет управление также в области обеспечения безопасности работающего населения. Например, подготовленные МЧС прогнозы о возможных техногенных катастрофах на промышленных объектах побуждают работодателей к осуществлению соответствующих мер по предупреждению таких катастроф и позволяют им избежать возникновения чрезвычайных ситуаций или смягчить их последствия.4

        Особая  роль в системе федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих управление охраной труда, принадлежит федеральным органам исполнительной власти, наделенным контрольными и надзорными функциями в области условий труда.

        Под функциями указанных органов  по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.5

        Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, являются федеральные службы. Федеральные агентства вправе осуществлять функции по контролю и надзору лишь в случаях, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

        Государственное управление охраной труда на территориях  субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.6

        Так, федеральные органы исполнительной власти, наделенные функциями по принятию нормативных правовых актов по охране труда, устанавливают на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов определенные правила поведения в области охраны труда, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, тем самым реализуют свои властные полномочия по управлению охраной труда и на региональном уровне.

        Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных  органов исполнительной власти и  обеспечивает соблюдение этими органами прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию указанных органов. По вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Правительство РФ осуществляет контроль также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за деятельностью по управлению охраной труда.7

        Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.8

        Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

        В законах о наделении органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда полагается предусматривать:

        - вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

    Правовое обеспечение охраны труда на предприятии