Правовое обеспечение инвестиций



77

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования определяется необходимостью правового обеспечения поддержки и защиты инвестиций на этапе коренных преобразований в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности, обусловленных выходом Российской Федерации из кризиса и осуществлением административной реформы. Потребности экономики страны, где права собственности должны быть надежно защищены, ставят задачу активизации правоохранительной и защитной функций не только хозяйствующих субъектов, но и государства, его органов власти. Общее состояние правовой защиты инвестиционной деятельности оценивается как неразвитое и недостаточное для обеспечения потребностей рыночной экономики в законодательстве.

На состоянии инвестиционной деятельности негативно сказывается отсутствие эффективного механизма её правового регулирования, а также управленческой модели взаимодействия участников инвестиционного процесса в ходе обеспечения их безопасности с использованием административно-правовых и финансово-правовых средств защиты. Не дали должных результатов меры по активизации инвестиционной деятельности, предпринимаемые на всех уровнях власти. Попытки поддержки инвестиционного процесса, предпринятые Правительством РФ в конце XX века, еще не получили логического продолжения, в связи с чем нормативно-правовая база защиты инвестиций оказалась несовершенной. Инвестиционное законодательство не отражает современный уровень развития рыночных отношений и, с точки зрения их правового обеспечения, является несистемным.

Достижение цели формирования прочной правовой основы инвестиционной деятельности осложняется в результате отсутствия продуманной системы организационных мер по защите прав инвесторов в условиях преодоления инвестиционного кризиса на федеральном и региональном уровнях.

Сдерживающим фактором также стал неравномерный уровень развития отдельных регионов. В свою очередь, перед субъектами Российской Федерации стоит задача формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в свою экономику. Все это требует от государственных органов исполнительной власти РФ и ее субъектов принятия мер по модернизации инфраструктуры инвестиционной деятельности, вложению инвестиций за счет бюджетов, созданию собственных программ инвестирования.
Стала очевидной необходимость такой модернизации управления инвестиционной деятельностью, в ходе которой будет обеспечено решение проблемы оптимального сочетания рыночного механизма саморегулирования с гибким и активным участием государства в правовой защите инвестиций. В связи с этим большое значение приобретает повышение самостоятельности субъектов финансового права, занятых в сферах распоряжения государственной собственностью и бюджетной деятельности. Возрастает также роль субъектов административного права в процессах государственного регулирования и защиты инвестиций на современном этапе реформирования органов исполнительной власти. Таким образом, формирование правовой основы защиты инвестиций и совершенствование статуса участников инвестиционной деятельности приобретает особую актуальность и требует глубокого научного анализа.

В течение длительного времени, несмотря на развитие гражданского, административного, финансового, банковского, предпринимательского права, отношения, возникающие в сфере правового обеспечения защиты инвестиций в Российской Федерации, не подвергались углубленному научно-юридическому анализу и были объектом исследования, преимущественно, ученых-экономистов. Изучению проблем регулирования инвестиционной деятельности посвящены работы таких ученых, как В.Г. Золотогоров, Н.Г. Доронина, Е.Е. Кабалкина, И.З. Фархутдинов, А.Д. Бубенщиков,  др. Однако исследование сущности государственного регулирования защиты инвестиционной деятельности, равно как и развития средств его активизации, ведется недостаточно. Хотя нельзя не отметить, что данные вопросы затрагиваются в публикациях Н.П. Купрещенко, С.Е. Нарышкина, А.С. Нешитой, П.А. Панкратова, и др.

Среди тех ученых-юристов, кому удалось концептуально подойти к изучению проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности, следует отметить Н.Н. Вознесенскую, Е.Е. Кабалкину, Фархутдинов И.Г, В.А. Трапезнаков, О.М. Антипова и др.

Существенный вклад в исследование вопросов государственного регулирования инвестиций внесли работы Е.А.Суханова., Н.П. Купрещенко, Н.М. мухметдинова. В большинстве своем труды, посвященные исследованиям процесса привлечения инвестиций, имеют четко выраженное социальное и экономическое содержание, направленное на изучение отдельных проблем, возникающих в сфере поддержки инвестиций, а также проводится анализ форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемого в России и за рубежом.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере формирования правовых основ обеспечения защиты инвестиций с участием Российской Федерации и ее субъектов на современном этапе реформирования системы государственного управления.

Предмет исследования составляют нормы административного и финансового права, закрепляющие правовые основы защиты инвестиций и механизм их регулирования.

Цель дипломного исследования заключается в разработке теоретико-методологической основы и механизма правового обеспечения защиты инвестиций, поиске возможностей оптимизации этого механизма.

Для достижения указанной цели в дипломном исследовании предпринята попытка решить следующие задачи:

- уточнить теоретическое понимание и раскрыть сущность инвестиций, государственного регулирования и правового обеспечения их защиты;

- определить соотношение юридического и экономического понятия «инвестиции», с а также понятие «иностранные инвестиции»;

- проследить тенденции развития правового регулирования инвестиций в Российской Федерации;

    -  рассмотреть судебно-арбитражную практику в сфере портфельных инвестиций на примере законодательства об акционерных обществах;

    - провести анализ правоотношений в сфере иностранных инвестиции.

Теоретической основой дипломной работы являются концепции, положения и обобщения, содержащиеся в трудах отечественных ученых и специалистов-практиков по проблемам теории права и государства, конституционного, административного, финансового, информационного, муниципального и других отраслей права. К таковым относятся труды Антиповой О.М., Борисова А.Б., Бубенщикова А.Д.,  Вознесенской Н.Н., Дорониной Н.Г.,  Золотогорова В.Г., Ивановой Е, Кабалкиной Е.Е., Купрещенко Н.П., Носкова И.Н., Панкратова П.А., Фархутдинова И.З., Холкиной М.Г.  и др.

Источниковедческую базу исследования образуют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы об инвестиционной деятельности, указы Президента Российской Федерации, определяющие основные направления государственной политики в этой сфере. Использованы такие постановления Правительства Российской Федерации, которые регулируют конкретные вопросы, возникающие в процессе привлечения и защиты инвестиций, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

 

1.1 Понятие инвестиций в российском праве

 

В целях государственного правового регулирова­ния инвестиционной деятельности немаловажное зна­чение имеет юридическое определение понятия «ин­вестиции». Понятийный аппарат играет важную роль в правоприменительной практике, что выражается, прежде всего, в возможности определения конкрет­ного круга лиц и отношений, подлежащих урегули­рованию правовыми нормами. Однако вопрос о том, что понимается в российском законодательстве и на­уке под категорией «инвестиции», неоднозначно ос­вещен в научной литературе.

Понятие «инвестиции», являясь ключевым в ин­вестиционных отношениях, в силу своей многогран­ности остается одним из самых спорных. Соответ­ственно, категория «инвестиции» может быть рассмот­рена с нескольких позиций[1].

С точки зрения этимологии это слово происхо­дит от английского «investment» и буквально перево­дится как капиталовложение. При определении рас­сматриваемого понятия ключевыми являются слова «капитал», под которым понимается «имущество, соб­ственность», и «вложение» в значении действия, на­правленного на помещение куда-нибудь для исполь­зования в каком-нибудь деле, предприятии.

В этом смысле понятие «инвестиция» употребля­ется в повседневном обиходе, обозначая огромный спектр реальностей, не носящих правовой нагрузки, например, «инвестиции в свое будущее»[2].

С точки зрения экономической сущности данно­го явления инвестиции — это капитал или долгосроч­ные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.

Однако и в данном случае термин «инвестиции» трактуется довольно широко, что не может быть при­менено к инвестиционным правоотношениям, по­скольку это может привести к возникновению труд­ностей с их разграничением с другими, схожими по содержанию отношениями.

Для нас важно определить понятие «инвестиции» в правовом смысле, поскольку, как отмечалось выше, именно оно очерчивает круг отношений, подлежа­щих урегулированию правовыми нормами. В связи с этим рассмотрим, как определен термин «инвести­ции» в российском законодательстве.

После перехода к рыночной экономике понятие «инвестиции» претерпело множество изменений. В статье 1 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 (в ред. ФЗ от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ) инвестиции определялись, как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, маши­ны, оборудование, кредиты, любое иное имущество или имущественные права, интеллектуальные ценно­сти, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения при-были (дохода) и достижения положительного соци­ального эффекта». То есть правовое определение ка­тегории «инвестиции» ограничивалось рядом крите­риев.

Во-первых, был обозначен круг объектов граждан­ских прав, в который входили вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, включая имущественные права и объекты интеллектуальной собственности. Ценные бумаги в качестве объекта инвестирования рассматривались в широком смысле как инструмент финансового рынка. В целом желанный перечень не носил исчерпывающий характер.

Во-вторых, речь шла не просто о предметах мате­риального и нематериального мира, а о предметах, имеющих объективную форму выражения и вклады­ваемых при осуществлении как предпринимательс­кой, так и других видов деятельности.

В-третьих, целью инвестирования должно было быть получение прибыли (дохода) с одновременным достижением положительного социального эффекта.

Однако в этом определении очевидна попытка приблизить правовую формулировку к экономичес­кой составляющей рассматриваемого явления, т.е. понятие «инвестиции» трактуется довольно широко. В результате по Закону 1991 г. под правовую защиту инвестиций подпадали все формы предприниматель­ских сделок, в том числе и те, которые носили спеку­лятивный характер и не несли инвестиционной на­грузки в целях экономического прогресса.

Экономическое положение в 90-е годы и прогрес­сивное развитие гражданского законодательства РФ предопределили изменения в понятийном аппарате инвестиционного законодательства. ФЗ «Об инвес­тиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.01.2000 г. № 22-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) определил ин­вестиции уже иным образом, чем Закон 1991 г. Те­перь под инвестициями понимались денежные сред­ства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также иные права, имею­щие денежную оценку, вкладываемые в предприни­мательской и (или) иной деятельности в целях полу­чения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Соответственно, можно обозначить и кри­терии, образующие категорию «инвестиции»[3].

Во-первых, круг объектов гражданских прав со­ставляют денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а так­же иные права, имеющие денежную оценку. Следо­вательно, круг объектов гражданских прав, инвести­руемых в форме капитальных вложений, сужен по сравнению с Законом 1991 г.

Во-вторых, это также не просто предметы мате­риального и нематериального мира, имеющие объективную форму выражения, а предметы, вкладывае­мые при осуществлении уже не только предприни­мательской, но и иной деятельности. То есть по срав­нению с Законом 1991 г. расширена сфера осуществ­ления «инвестиций».

В-третьих, целями инвестирования не обязатель­но должно быть получение прибыли, но возможно и достижение иного полезного эффекта (в том числе социального).

В целях объективной оценки определений поня­тия «инвестиции», данных в законах 1991 и 1999 гг., нельзя не упомянуть об определении в ФЗ «Об инос­транных инвестициях в РФ» 1999 г. понятия «иност­ранные инвестиции».

Во-первых, они определяются более узко, а имен­но как конкретные экономические проекты, направ­ленные на развитие отраслей экономики (ст. 2), т.е. подчеркивается их социально-экономическая значи­мость.

Во-вторых, перечень объектов гражданских прав более четко определен и дан на основе понятий, из­ложенных в ст. 128 Гражданского кодекса РФ[4]. От­дельно выделены в качестве объектов гражданских прав информация, услуга. Однако данный перечень также не является исчерпывающим.

В-третьих, инвестирование возможно только при условии, что вкладываемые объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соот­ветствии с федеральными законами.

В-четвертых, обозначена принадлежность этих объектов: инвестиции — это объекты гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, т.е. обозначен субъект инвестирования.

В-пятых, иностранными инвестициями могут быть только те Объекты гражданских прав, которые вкладываются в объекты предпринимательской и ни­какой иной деятельности.

Следовательно, теперь недостатком определения данного понятия является то, что его нельзя назвать полным, поскольку оно не охватывает все особенно­сти и разновидности иностранной инвестиционной деятельности.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в настоящее время четкое определение понятия «инве­стиции» в инвестиционном российском законодатель­стве отсутствует. Возможно, это связано с тем, что, будучи по существу экономической категорией, «ин­вестиции» неоднозначно трактуются в экономичес­кой науке. Само понятие «инвестиции» не несет чет­кой смысловой нагрузки.

На наш взгляд, одним из вариантов разрешения данной ситуации с учетом положения ст. 15 Консти­туции РФ может стать обращение к понятийному аппарату, данному международными соглашениями, регулирующими вопросы защиты прав инвесторов, участником которых является Российская Федерация. Отметим, что применительно к регулированию гражданско-правовыми нормами инвестиционного рынка РФ обращает на себя внимание особый смысл понятия «инвестиции», который объясняется опре­делением самого инвестиционного рынка в граждан­ском праве. В экономической литературе инвестиционный рынок рассматривается в неотъемлемой связи с финансовым рынком. Следовательно, чтобы опре­делить границы инвестиционного рынка, необходи­мо определить структуру финансового рынка. Состав­ными же частями последнего являются валютный рынок, фондовый рынок, кредитный рынок, рынок драгоценных металлов[5].

В свою очередь фондовый рынок включает рын­ки государственных облигаций, векселей, акций, кор­поративных облигаций; кредитный — это рынок крат­ко-, средне- и долгосрочных кредитов; валютный — это международный рынок валют Форекс, валютный рынок средне- и долгосрочных кредитов, а также международный рынок облигаций.

В широком смысле инвестиционный рынок вклю­чает фондовый, кредитный и валютный рынки, в уз­ком — инвестиционным называют только фондовый рынок. В отличие от экономической литературы в юридической широкое распространение получило понятие «рынок ценных бумаг, что, возможно, объяс­няется основным назначением фондового рынка, который позволяет аккумулировать свободные денеж­ные средства и направлять их на развитие экономики страны.

Из сказанного следует, что понятие «инвестиции» рассматривается в узком смысле, где в качестве объек­та гражданских прав выступают ценные бумаги.

Исходя из вышеизложенного, а также с учетом того, что отношения в анализируемой сфере в той или иной мере связаны с ценными бумагами, полага­ем, что понятие «рынок ценных бумаг» в полной мере охватывается понятием «фондовый рынок». Следо­вательно, понятие «инвестиции» рассматривается в узком смысле, где в качестве объекта гражданских прав выступают ценные бумаги.

Согласно российскому законодательству под цен­ной бумагой понимается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязатель­ных реквизитов имущественные права, осуществле­ние и передача которых возможны только при его предъявлении.

История современного рынка ценных бумаг на­чалась в конце 1980-х гг., когда появились первые акционерные общества, коммерческие банки и цен­ные бумаги. На первоначальном этапе развитие это­го рынка происходило в условиях отсутствия зако­нов, определяющих его правовую базу. Качественное изменение ситуации было связано с принятием и вступлением в силу ч. I и II Гражданского кодекса РФ (1994—1995), ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. ГК РФ определил ценные бумаги в качестве объекта гражданских прав как специфические разновидности вещей в граждан­ском праве (ст. 128). Первым специальным российс­ким законом о рынке ценных бумаг стал ФЗ «О рын­ке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг не является монополией только гражданского права. Законодательство о рынке ценных бумаг складывает­ся из норм различной отраслевой принадлежности (административного, финансового, уголовного, про­цессуального права и т.д.). Особенностью этого законодательства является то, что оно носит комплек­сный характер и основу его составляют имуществен­ные отношения, регулируемые нормами гражданско­го права. При этом регулирующая функция граждан­ского права в вопросах правового регулирования рын­ка ценных бумаг выражается в двух аспектах: регуля­тивном и охранительном.

Вместе с тем нельзя не отметить, что правовое регулирование в данной сфере не успевает за разви­тием рынка. Нормативно-правовая база не в состоя­нии надлежащим образом обеспечить регламентацию всех возникающих вопросов. Еще в большей степени не получила своего развития гражданско-правовая защита прав и интересов субъектов рынка.

Очевидно, что рынок ценных бумаг, формируя механизм привлечения финансовых инвестиций в производство и обладая обширным инструментари­ем, прежде всего в виде ценных бумаг, как раз и вы­ступает для инвесторов сферой приложения капита­ла. В свою очередь гражданское право стало методо­логической и теоретической основой исследования рынка ценных бумаг как инвестиционного рынка и, соответственно, основой исследования инвестиций с точки зрения ценных бумаг как объекта гражданских прав.

В любом случае в целях правового упорядочения отношений, возникающих в процессе осуществления инвестиционной деятельности на территории Россий­ской Федерации, остается актуальным вопрос об оп­ределении понятия «инвестиции».

 

 

1.2 Соотношение юридического и экономического аспекта в понятии «инвестиции»

 

Неопределенность понятия «инвестиции» играет важнейшую роль в изучении инвестиционной деятельности. Целе­сообразно рассматривать данную категорию с двух позиций — с юридической (путем юриди­ческого толкования понятия «инвестиции») и с экономической, в которой и будет проявляться сущность анализируемого явления.

В ст. 1 Закона РФ от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности, осуществляе­мой в форме капитальных вложений» (далее — Закон о капитальных вложениях) под ин­вестициями понимаются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятель­ности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»[6]. В указанной норме инвестиции определяются посредством перечисления объектов, к ко­торым это понятие применимо. Все перечис­ленные объекты выделяются из иных объек­тов окружающей действительности тем, что с точки зрения права они являются объектами гражданских прав.

Однако следует обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, не все объ­екты  гражданских  прав  включены   законодателем в число инвестируемых объектов. Во-вторых, в качестве основных признаков объектов гражданских прав как инвестиций, указаны признаки, характеризующие не сами вкладываемые объекты, а объекты, в которые такие вложения осуществляются (объекты предпринимательской деятельности), и цель этой деятельности (получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта). Отмеченные обстоятельства нуждаются в правовой оценке.

Сопоставление ст. 128 ГК РФ и Закона о капи­тальных вложениях показывает, что законода­тель не отнес к вкладываемым объектам рабо­ты, услуги, информацию, нематериальные блага и результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, объекты гражданских прав разделены на две группы — объекты, которые могут быть использованы в качестве инвестици­онных вложений, и объекты, которые не могут быть использованы в таком качестве.

Отметим, что в качестве общего свойства вкладываемых объектов гражданских прав за­конодатель называет лишь наличие у них де­нежной оценки.

Точку зрения законодателя по вопросу о значении для определения инвестиционного характера объектов гражданских прав при­знака денежной оценки справедливо разделя­ет С.С. Жилинский. Автор указывает, что не все объекты гражданских прав имеют денежную оценку «с самого начала их существования» и «становясь инвестициями, они такую оценку должны получить», поэтому он выделяет груп­пу объектов гражданских прав, которые «не могут приобрести качество инвестиций» ввиду невозможности их денежной оценки — нема­териальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона (ст. 150 ГК РФ)[7].

Разделяя указанный подход, в то же время полагаем необходимым отметить, что денеж­ная оценка объекта характерна для подавля­ющего большинства гражданских правоотно­шений. Сам по себе этот признак не позволяет среди всех отчуждаемых или используемых по различным основаниям объектов граждан­ских прав определить, какой из них является «инвестицией» (в терминологии законодателя), а какой нет, без уточнения характеристик от­ношений, в которые такие объекты вовлека­ются, что явно прослеживается и в легальном определении. Поэтому в случае отрицательного ответа на вопрос о наличии у ряда имеющих денежную оценку объектов гражданских прав иных свойств, обусловливающих их выделе­ние в группу вкладываемых (инвестируемых) объектов, критерий денежной оценки не может выступать в качестве единственного признака формирования этой группы, поскольку он нахо­дится на иной ступени классификации[8].

В Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Рос­сийской Федерации»[9], содержащем специальные нормы, к объектам, которые могут вкладывать иностранные инвесторы, отнесены все виды объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте, в том числе деньги, цен­ные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуги и информация. Как видно из анализиру­емой нормы, в отличие от Закона о капиталь­ных вложениях работы, нематериальные блага и результаты интеллектуальной деятельности включены законодателем в число вкладыва­емых объектов общим указанием на вложение объектов гражданских прав, а такие объекты гражданских прав, как услуги и информация, поименованы в качестве вкладываемых объек­тов дополнительно. Таким образом, иностран­ный инвестор поставлен законодателем в бо­лее выгодное по сравнению с отечественным инвестором положение, что, на наш взгляд, лишено логического основания, тем более что единственным указанным законодателем ос­нованием отнесения объектов гражданских прав к инвестируемым, как и в Законе о капи­тальных вложениях, выступает их денежная оценка.

Сопоставляя определения инвестиций За­кона о капитальных вложениях и Закона об иностранных инвестициях, Б.В. Муравьев высказал мнение, что «раскрытие значения инос­транной инвестиции через указание на объ­екты гражданских прав не придает термину какую-то большую ясность или новое право­вое значение, наоборот, вносит лишь ненужную путаницу в общее правовое значение «инвес­тиций», и предложил, используя формулиров­ку Закона о капитальных вложениях, относить к инвестициям «различные виды имущества и объектов интеллектуальной собственности», впрочем, никак не аргументировав свою пози­цию. Полагаем, что указанный автор справед­ливо отметил, что названный законодателя на возможность объектов гражданских прав вы­ступать объектами, вложение которых осущест­вляет инвестор, не придает им какого-либо но­вого свойства. Однако от его внимания, на наш взгляд, ускользнуло то, что, указывая в качестве инвестируемых объектов лишь часть объектов гражданских прав, законодатель также не меня­ет ни естественных свойств, ни правового режи­ма этих объектов.

Таким образом, и в Законе об иностранных инвестициях, и в Законе о капитальных вложе­ниях инвестируемыми объектами выступают имеющие денежную оценку объекты гражданс­ких прав. Но если в Законе об иностранных инве­стициях к вкладываемым объектам отнесены все объекты гражданских прав, имеющие денежную оценку, то в Законе о капитальных вло­жениях в рамках этой общей группы объектов, имеющих денежную оценку, выделена самостоя­тельная группа вкладываемых объектов, при этом основания такой классификации законо­дателем не раскрываются.

Необходимо определить и экономическое значение понятия «инвестиции» и раскрыть его сущность.

В рамках классической концепции «инвести­ции» определялись в качестве важнейшего инс­трумента приращения капитала: «Для того что­бы накоплять, необходимо часть прибавочного продукта превращать в капитал. Но, не совер­шая чуда, можно превращать в капитал лишь та­кие предметы, которые могут быть применены в процессе труда, т.е. средства производства, и такие предметы, которые способны поддержи­вать жизнь рабочего, т.е. жизненные средства».

Дж. Кейнс под инвестициями понимал при обычном словоупотреблении покупку одним ли­цом или корпорацией какого-либо имущества, старого или нового. Иногда этот термин огра­ничивался покупкой ценных бумаг на фондовой бирже. Автор считал, что можно также говорить об инвестициях при покупке дома или машины, а также при накоплении запасов готовой продук­ции или незавершенного производства. Таким образом, инвестиции включают всякий прирост ценности капитального имущества независимо от того, состоит ли последнее из основного, обо­ротного или ликвидного капитала. Следовательно, Дж. Кейнс подходил к определению инвестиций также с точки зрения прироста продукции. Ин­вестиции — это вложение средств в расширение производства, которое может привести к уве­личению продукта, материальных ценностей, оп­ределяя инвестиции также как ту часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления. То есть автор сводил основное со­держание инвестиций к количественной стороне сбережений.

В качестве важнейшего этапа определения сущности теории инвестиций можно выделить период 1990-х годов и начала XXI в., апогей которо­го приходится на настоящее время. Наблюдается бум инвестиционной тематики, терминологии. Например, инвесторы, инвестиции, инвестицион­ный процесс, инвестиционная деятельность и т.д.

Изменения происходят в самой концепции капитального строительства и проектно-строительного цикла. Осуществляется переход от административной реконструкции действующих производственных фондов к системе альтерна­тивных инвестиционных решений. При этом ав­торы исходят в основном из рыночных критериев. Вследствие этого данный период характеризуется новыми подходами к исследованию инвестиций и инвестиционного процесса.

Правовое обеспечение инвестиций