Правовое обеспечение инвестиций
77
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется необходимостью правового обеспечения поддержки и защиты инвестиций на этапе коренных преобразований в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности, обусловленных выходом Российской Федерации из кризиса и осуществлением административной реформы. Потребности экономики страны, где права собственности должны быть надежно защищены, ставят задачу активизации правоохранительной и защитной функций не только хозяйствующих субъектов, но и государства, его органов власти. Общее состояние правовой защиты инвестиционной деятельности оценивается как неразвитое и недостаточное для обеспечения потребностей рыночной экономики в законодательстве.
На состоянии инвестиционной деятельности негативно сказывается отсутствие эффективного механизма её правового регулирования, а также управленческой модели взаимодействия участников инвестиционного процесса в ходе обеспечения их безопасности с использованием административно-правовых и финансово-правовых средств защиты. Не дали должных результатов меры по активизации инвестиционной деятельности, предпринимаемые на всех уровнях власти. Попытки поддержки инвестиционного процесса, предпринятые Правительством РФ в конце XX века, еще не получили логического продолжения, в связи с чем нормативно-правовая база защиты инвестиций оказалась несовершенной. Инвестиционное законодательство не отражает современный уровень развития рыночных отношений и, с точки зрения их правового обеспечения, является несистемным.
Достижение цели формирования прочной правовой основы инвестиционной деятельности осложняется в результате отсутствия продуманной системы организационных мер по защите прав инвесторов в условиях преодоления инвестиционного кризиса на федеральном и региональном уровнях.
Сдерживающим фактором также стал неравномерный уровень развития отдельных регионов. В свою очередь, перед субъектами Российской Федерации стоит задача формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в свою экономику. Все это требует от государственных органов исполнительной власти РФ и ее субъектов принятия мер по модернизации инфраструктуры инвестиционной деятельности, вложению инвестиций за счет бюджетов, созданию собственных программ инвестирования.
Стала очевидной необходимость такой модернизации управления инвестиционной деятельностью, в ходе которой будет обеспечено решение проблемы оптимального сочетания рыночного механизма саморегулирования с гибким и активным участием государства в правовой защите инвестиций. В связи с этим большое значение приобретает повышение самостоятельности субъектов финансового права, занятых в сферах распоряжения государственной собственностью и бюджетной деятельности. Возрастает также роль субъектов административного права в процессах государственного регулирования и защиты инвестиций на современном этапе реформирования органов исполнительной власти. Таким образом, формирование правовой основы защиты инвестиций и совершенствование статуса участников инвестиционной деятельности приобретает особую актуальность и требует глубокого научного анализа.
В течение длительного времени, несмотря на развитие гражданского, административного, финансового, банковского, предпринимательского права, отношения, возникающие в сфере правового обеспечения защиты инвестиций в Российской Федерации, не подвергались углубленному научно-юридическому анализу и были объектом исследования, преимущественно, ученых-экономистов. Изучению проблем регулирования инвестиционной деятельности посвящены работы таких ученых, как В.Г. Золотогоров, Н.Г. Доронина, Е.Е. Кабалкина, И.З. Фархутдинов, А.Д. Бубенщиков, др. Однако исследование сущности государственного регулирования защиты инвестиционной деятельности, равно как и развития средств его активизации, ведется недостаточно. Хотя нельзя не отметить, что данные вопросы затрагиваются в публикациях Н.П. Купрещенко, С.Е. Нарышкина, А.С. Нешитой, П.А. Панкратова, и др.
Среди тех ученых-юристов, кому удалось концептуально подойти к изучению проблемы правового регулирования инвестиционной деятельности, следует отметить Н.Н. Вознесенскую, Е.Е. Кабалкину, Фархутдинов И.Г, В.А. Трапезнаков, О.М. Антипова и др.
Существенный вклад в исследование вопросов государственного регулирования инвестиций внесли работы Е.А.Суханова., Н.П. Купрещенко, Н.М. мухметдинова. В большинстве своем труды, посвященные исследованиям процесса привлечения инвестиций, имеют четко выраженное социальное и экономическое содержание, направленное на изучение отдельных проблем, возникающих в сфере поддержки инвестиций, а также проводится анализ форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемого в России и за рубежом.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере формирования правовых основ обеспечения защиты инвестиций с участием Российской Федерации и ее субъектов на современном этапе реформирования системы государственного управления.
Предмет исследования составляют нормы административного и финансового права, закрепляющие правовые основы защиты инвестиций и механизм их регулирования.
Цель дипломного исследования заключается в разработке теоретико-методологической основы и механизма правового обеспечения защиты инвестиций, поиске возможностей оптимизации этого механизма.
Для достижения указанной цели в дипломном исследовании предпринята попытка решить следующие задачи:
- уточнить теоретическое понимание и раскрыть сущность инвестиций, государственного регулирования и правового обеспечения их защиты;
- определить соотношение юридического и экономического понятия «инвестиции», с а также понятие «иностранные инвестиции»;
- проследить тенденции развития правового регулирования инвестиций в Российской Федерации;
- рассмотреть судебно-арбитражную практику в сфере портфельных инвестиций на примере законодательства об акционерных обществах;
- провести анализ правоотношений в сфере иностранных инвестиции.
Теоретической основой дипломной работы являются концепции, положения и обобщения, содержащиеся в трудах отечественных ученых и специалистов-практиков по проблемам теории права и государства, конституционного, административного, финансового, информационного, муниципального и других отраслей права. К таковым относятся труды Антиповой О.М., Борисова А.Б., Бубенщикова А.Д., Вознесенской Н.Н., Дорониной Н.Г., Золотогорова В.Г., Ивановой Е, Кабалкиной Е.Е., Купрещенко Н.П., Носкова И.Н., Панкратова П.А., Фархутдинова И.З., Холкиной М.Г. и др.
Источниковедческую базу исследования образуют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы об инвестиционной деятельности, указы Президента Российской Федерации, определяющие основные направления государственной политики в этой сфере. Использованы такие постановления Правительства Российской Федерации, которые регулируют конкретные вопросы, возникающие в процессе привлечения и защиты инвестиций, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1 Понятие инвестиций в российском праве
В целях государственного правового регулирования инвестиционной деятельности немаловажное значение имеет юридическое определение понятия «инвестиции». Понятийный аппарат играет важную роль в правоприменительной практике, что выражается, прежде всего, в возможности определения конкретного круга лиц и отношений, подлежащих урегулированию правовыми нормами. Однако вопрос о том, что понимается в российском законодательстве и науке под категорией «инвестиции», неоднозначно освещен в научной литературе.
Понятие «инвестиции», являясь ключевым в инвестиционных отношениях, в силу своей многогранности остается одним из самых спорных. Соответственно, категория «инвестиции» может быть рассмотрена с нескольких позиций[1].
С точки зрения этимологии это слово происходит от английского «investment» и буквально переводится как капиталовложение. При определении рассматриваемого понятия ключевыми являются слова «капитал», под которым понимается «имущество, собственность», и «вложение» в значении действия, направленного на помещение куда-нибудь для использования в каком-нибудь деле, предприятии.
В этом смысле понятие «инвестиция» употребляется в повседневном обиходе, обозначая огромный спектр реальностей, не носящих правовой нагрузки, например, «инвестиции в свое будущее»[2].
С точки зрения экономической сущности данного явления инвестиции — это капитал или долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей.
Однако и в данном случае термин «инвестиции» трактуется довольно широко, что не может быть применено к инвестиционным правоотношениям, поскольку это может привести к возникновению трудностей с их разграничением с другими, схожими по содержанию отношениями.
Для нас важно определить понятие «инвестиции» в правовом смысле, поскольку, как отмечалось выше, именно оно очерчивает круг отношений, подлежащих урегулированию правовыми нормами. В связи с этим рассмотрим, как определен термин «инвестиции» в российском законодательстве.
После перехода к рыночной экономике понятие «инвестиции» претерпело множество изменений. В статье 1 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1 (в ред. ФЗ от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ) инвестиции определялись, как «денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое иное имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения при-были (дохода) и достижения положительного социального эффекта». То есть правовое определение категории «инвестиции» ограничивалось рядом критериев.
Во-первых, был обозначен круг объектов гражданских прав, в который входили вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, включая имущественные права и объекты интеллектуальной собственности. Ценные бумаги в качестве объекта инвестирования рассматривались в широком смысле как инструмент финансового рынка. В целом желанный перечень не носил исчерпывающий характер.
Во-вторых, речь шла не просто о предметах материального и нематериального мира, а о предметах, имеющих объективную форму выражения и вкладываемых при осуществлении как предпринимательской, так и других видов деятельности.
В-третьих, целью инвестирования должно было быть получение прибыли (дохода) с одновременным достижением положительного социального эффекта.
Однако в этом определении очевидна попытка приблизить правовую формулировку к экономической составляющей рассматриваемого явления, т.е. понятие «инвестиции» трактуется довольно широко. В результате по Закону 1991 г. под правовую защиту инвестиций подпадали все формы предпринимательских сделок, в том числе и те, которые носили спекулятивный характер и не несли инвестиционной нагрузки в целях экономического прогресса.
Экономическое положение в 90-е годы и прогрессивное развитие гражданского законодательства РФ предопределили изменения в понятийном аппарате инвестиционного законодательства. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.01.2000 г. № 22-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) определил инвестиции уже иным образом, чем Закон 1991 г. Теперь под инвестициями понимались денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Соответственно, можно обозначить и критерии, образующие категорию «инвестиции»[3].
Во-первых, круг объектов гражданских прав составляют денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку. Следовательно, круг объектов гражданских прав, инвестируемых в форме капитальных вложений, сужен по сравнению с Законом 1991 г.
Во-вторых, это также не просто предметы материального и нематериального мира, имеющие объективную форму выражения, а предметы, вкладываемые при осуществлении уже не только предпринимательской, но и иной деятельности. То есть по сравнению с Законом 1991 г. расширена сфера осуществления «инвестиций».
В-третьих, целями инвестирования не обязательно должно быть получение прибыли, но возможно и достижение иного полезного эффекта (в том числе социального).
В целях объективной оценки определений понятия «инвестиции», данных в законах 1991 и 1999 гг., нельзя не упомянуть об определении в ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999 г. понятия «иностранные инвестиции».
Во-первых, они определяются более узко, а именно как конкретные экономические проекты, направленные на развитие отраслей экономики (ст. 2), т.е. подчеркивается их социально-экономическая значимость.
Во-вторых, перечень объектов гражданских прав более четко определен и дан на основе понятий, изложенных в ст. 128 Гражданского кодекса РФ[4]. Отдельно выделены в качестве объектов гражданских прав информация, услуга. Однако данный перечень также не является исчерпывающим.
В-третьих, инвестирование возможно только при условии, что вкладываемые объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами.
В-четвертых, обозначена принадлежность этих объектов: инвестиции — это объекты гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, т.е. обозначен субъект инвестирования.
В-пятых, иностранными инвестициями могут быть только те Объекты гражданских прав, которые вкладываются в объекты предпринимательской и никакой иной деятельности.
Следовательно, теперь недостатком определения данного понятия является то, что его нельзя назвать полным, поскольку оно не охватывает все особенности и разновидности иностранной инвестиционной деятельности.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в настоящее время четкое определение понятия «инвестиции» в инвестиционном российском законодательстве отсутствует. Возможно, это связано с тем, что, будучи по существу экономической категорией, «инвестиции» неоднозначно трактуются в экономической науке. Само понятие «инвестиции» не несет четкой смысловой нагрузки.
На наш взгляд, одним из вариантов разрешения данной ситуации с учетом положения ст. 15 Конституции РФ может стать обращение к понятийному аппарату, данному международными соглашениями, регулирующими вопросы защиты прав инвесторов, участником которых является Российская Федерация. Отметим, что применительно к регулированию гражданско-правовыми нормами инвестиционного рынка РФ обращает на себя внимание особый смысл понятия «инвестиции», который объясняется определением самого инвестиционного рынка в гражданском праве. В экономической литературе инвестиционный рынок рассматривается в неотъемлемой связи с финансовым рынком. Следовательно, чтобы определить границы инвестиционного рынка, необходимо определить структуру финансового рынка. Составными же частями последнего являются валютный рынок, фондовый рынок, кредитный рынок, рынок драгоценных металлов[5].
В свою очередь фондовый рынок включает рынки государственных облигаций, векселей, акций, корпоративных облигаций; кредитный — это рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов; валютный — это международный рынок валют Форекс, валютный рынок средне- и долгосрочных кредитов, а также международный рынок облигаций.
В широком смысле инвестиционный рынок включает фондовый, кредитный и валютный рынки, в узком — инвестиционным называют только фондовый рынок. В отличие от экономической литературы в юридической широкое распространение получило понятие «рынок ценных бумаг, что, возможно, объясняется основным назначением фондового рынка, который позволяет аккумулировать свободные денежные средства и направлять их на развитие экономики страны.
Из сказанного следует, что понятие «инвестиции» рассматривается в узком смысле, где в качестве объекта гражданских прав выступают ценные бумаги.
Исходя из вышеизложенного, а также с учетом того, что отношения в анализируемой сфере в той или иной мере связаны с ценными бумагами, полагаем, что понятие «рынок ценных бумаг» в полной мере охватывается понятием «фондовый рынок». Следовательно, понятие «инвестиции» рассматривается в узком смысле, где в качестве объекта гражданских прав выступают ценные бумаги.
Согласно российскому законодательству под ценной бумагой понимается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении.
История современного рынка ценных бумаг началась в конце 1980-х гг., когда появились первые акционерные общества, коммерческие банки и ценные бумаги. На первоначальном этапе развитие этого рынка происходило в условиях отсутствия законов, определяющих его правовую базу. Качественное изменение ситуации было связано с принятием и вступлением в силу ч. I и II Гражданского кодекса РФ (1994—1995), ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. ГК РФ определил ценные бумаги в качестве объекта гражданских прав как специфические разновидности вещей в гражданском праве (ст. 128). Первым специальным российским законом о рынке ценных бумаг стал ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.
Правовое регулирование рынка ценных бумаг не является монополией только гражданского права. Законодательство о рынке ценных бумаг складывается из норм различной отраслевой принадлежности (административного, финансового, уголовного, процессуального права и т.д.). Особенностью этого законодательства является то, что оно носит комплексный характер и основу его составляют имущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права. При этом регулирующая функция гражданского права в вопросах правового регулирования рынка ценных бумаг выражается в двух аспектах: регулятивном и охранительном.
Вместе с тем нельзя не отметить, что правовое регулирование в данной сфере не успевает за развитием рынка. Нормативно-правовая база не в состоянии надлежащим образом обеспечить регламентацию всех возникающих вопросов. Еще в большей степени не получила своего развития гражданско-правовая защита прав и интересов субъектов рынка.
Очевидно, что рынок ценных бумаг, формируя механизм привлечения финансовых инвестиций в производство и обладая обширным инструментарием, прежде всего в виде ценных бумаг, как раз и выступает для инвесторов сферой приложения капитала. В свою очередь гражданское право стало методологической и теоретической основой исследования рынка ценных бумаг как инвестиционного рынка и, соответственно, основой исследования инвестиций с точки зрения ценных бумаг как объекта гражданских прав.
В любом случае в целях правового упорядочения отношений, возникающих в процессе осуществления инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, остается актуальным вопрос об определении понятия «инвестиции».
1.2 Соотношение юридического и экономического аспекта в понятии «инвестиции»
Неопределенность понятия «инвестиции» играет важнейшую роль в изучении инвестиционной деятельности. Целесообразно рассматривать данную категорию с двух позиций — с юридической (путем юридического толкования понятия «инвестиции») и с экономической, в которой и будет проявляться сущность анализируемого явления.
В ст. 1 Закона РФ от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон о капитальных вложениях) под инвестициями понимаются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»[6]. В указанной норме инвестиции определяются посредством перечисления объектов, к которым это понятие применимо. Все перечисленные объекты выделяются из иных объектов окружающей действительности тем, что с точки зрения права они являются объектами гражданских прав.
Однако следует обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, не все объекты гражданских прав включены законодателем в число инвестируемых объектов. Во-вторых, в качестве основных признаков объектов гражданских прав как инвестиций, указаны признаки, характеризующие не сами вкладываемые объекты, а объекты, в которые такие вложения осуществляются (объекты предпринимательской деятельности), и цель этой деятельности (получение прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта). Отмеченные обстоятельства нуждаются в правовой оценке.
Сопоставление ст. 128 ГК РФ и Закона о капитальных вложениях показывает, что законодатель не отнес к вкладываемым объектам работы, услуги, информацию, нематериальные блага и результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, объекты гражданских прав разделены на две группы — объекты, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных вложений, и объекты, которые не могут быть использованы в таком качестве.
Отметим, что в качестве общего свойства вкладываемых объектов гражданских прав законодатель называет лишь наличие у них денежной оценки.
Точку зрения законодателя по вопросу о значении для определения инвестиционного характера объектов гражданских прав признака денежной оценки справедливо разделяет С.С. Жилинский. Автор указывает, что не все объекты гражданских прав имеют денежную оценку «с самого начала их существования» и «становясь инвестициями, они такую оценку должны получить», поэтому он выделяет группу объектов гражданских прав, которые «не могут приобрести качество инвестиций» ввиду невозможности их денежной оценки — нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона (ст. 150 ГК РФ)[7].
Разделяя указанный подход, в то же время полагаем необходимым отметить, что денежная оценка объекта характерна для подавляющего большинства гражданских правоотношений. Сам по себе этот признак не позволяет среди всех отчуждаемых или используемых по различным основаниям объектов гражданских прав определить, какой из них является «инвестицией» (в терминологии законодателя), а какой нет, без уточнения характеристик отношений, в которые такие объекты вовлекаются, что явно прослеживается и в легальном определении. Поэтому в случае отрицательного ответа на вопрос о наличии у ряда имеющих денежную оценку объектов гражданских прав иных свойств, обусловливающих их выделение в группу вкладываемых (инвестируемых) объектов, критерий денежной оценки не может выступать в качестве единственного признака формирования этой группы, поскольку он находится на иной ступени классификации[8].
В Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[9], содержащем специальные нормы, к объектам, которые могут вкладывать иностранные инвесторы, отнесены все виды объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте, в том числе деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуги и информация. Как видно из анализируемой нормы, в отличие от Закона о капитальных вложениях работы, нематериальные блага и результаты интеллектуальной деятельности включены законодателем в число вкладываемых объектов общим указанием на вложение объектов гражданских прав, а такие объекты гражданских прав, как услуги и информация, поименованы в качестве вкладываемых объектов дополнительно. Таким образом, иностранный инвестор поставлен законодателем в более выгодное по сравнению с отечественным инвестором положение, что, на наш взгляд, лишено логического основания, тем более что единственным указанным законодателем основанием отнесения объектов гражданских прав к инвестируемым, как и в Законе о капитальных вложениях, выступает их денежная оценка.
Сопоставляя определения инвестиций Закона о капитальных вложениях и Закона об иностранных инвестициях, Б.В. Муравьев высказал мнение, что «раскрытие значения иностранной инвестиции через указание на объекты гражданских прав не придает термину какую-то большую ясность или новое правовое значение, наоборот, вносит лишь ненужную путаницу в общее правовое значение «инвестиций», и предложил, используя формулировку Закона о капитальных вложениях, относить к инвестициям «различные виды имущества и объектов интеллектуальной собственности», впрочем, никак не аргументировав свою позицию. Полагаем, что указанный автор справедливо отметил, что названный законодателя на возможность объектов гражданских прав выступать объектами, вложение которых осуществляет инвестор, не придает им какого-либо нового свойства. Однако от его внимания, на наш взгляд, ускользнуло то, что, указывая в качестве инвестируемых объектов лишь часть объектов гражданских прав, законодатель также не меняет ни естественных свойств, ни правового режима этих объектов.
Таким образом, и в Законе об иностранных инвестициях, и в Законе о капитальных вложениях инвестируемыми объектами выступают имеющие денежную оценку объекты гражданских прав. Но если в Законе об иностранных инвестициях к вкладываемым объектам отнесены все объекты гражданских прав, имеющие денежную оценку, то в Законе о капитальных вложениях в рамках этой общей группы объектов, имеющих денежную оценку, выделена самостоятельная группа вкладываемых объектов, при этом основания такой классификации законодателем не раскрываются.
Необходимо определить и экономическое значение понятия «инвестиции» и раскрыть его сущность.
В рамках классической концепции «инвестиции» определялись в качестве важнейшего инструмента приращения капитала: «Для того чтобы накоплять, необходимо часть прибавочного продукта превращать в капитал. Но, не совершая чуда, можно превращать в капитал лишь такие предметы, которые могут быть применены в процессе труда, т.е. средства производства, и такие предметы, которые способны поддерживать жизнь рабочего, т.е. жизненные средства».
Дж. Кейнс под инвестициями понимал при обычном словоупотреблении покупку одним лицом или корпорацией какого-либо имущества, старого или нового. Иногда этот термин ограничивался покупкой ценных бумаг на фондовой бирже. Автор считал, что можно также говорить об инвестициях при покупке дома или машины, а также при накоплении запасов готовой продукции или незавершенного производства. Таким образом, инвестиции включают всякий прирост ценности капитального имущества независимо от того, состоит ли последнее из основного, оборотного или ликвидного капитала. Следовательно, Дж. Кейнс подходил к определению инвестиций также с точки зрения прироста продукции. Инвестиции — это вложение средств в расширение производства, которое может привести к увеличению продукта, материальных ценностей, определяя инвестиции также как ту часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления. То есть автор сводил основное содержание инвестиций к количественной стороне сбережений.
В качестве важнейшего этапа определения сущности теории инвестиций можно выделить период 1990-х годов и начала XXI в., апогей которого приходится на настоящее время. Наблюдается бум инвестиционной тематики, терминологии. Например, инвесторы, инвестиции, инвестиционный процесс, инвестиционная деятельность и т.д.
Изменения происходят в самой концепции капитального строительства и проектно-строительного цикла. Осуществляется переход от административной реконструкции действующих производственных фондов к системе альтернативных инвестиционных решений. При этом авторы исходят в основном из рыночных критериев. Вследствие этого данный период характеризуется новыми подходами к исследованию инвестиций и инвестиционного процесса.
- Правовое обеспечение и реализация избирательных прав граждан в РФ
- Правовое обеспечение кредитного договора
- Правовое обеспечение охраны труда на предприятии
- Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров
- Правовое обеспечение противодействия нелегальной миграции
- Правовое обеспечение реализации административной реформы в Ульяновской области
- Правовое обеспечение управления многоквартирного домом
- Право власності
- Правовое государство
- Правовое государство
- Правовое государство и проблемы его становления
- Правовое закрепление крепостничества в России
- Правовое закрепление крепостничества в России
- Правовое и нравственное воспитание учащихся на уроках технологии