Правовое определение и значение персональных данных
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Правовое определение и значение персональных данных
1.1. Понятие персональных данных 5
1.2. Нормативное регулирование персональных данных 12
Глава 2. Механизмы защиты персональных данных при работе с ними
2.1. Обработка персональных
данных, их хранение и использование
- Передача персональных данных 22
Глава 3. Правовая защита персональных данных 25
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Введение
В настоящее время современные
технические средства позволяют
собирать и обрабатывать значительные
объемы социально значимых сведений,
необходимых для
В связи с общемировыми процессами защита персональных данных человека становится настолько актуальной, что государство вынуждено регулировать происходящие в этой сфере процессы с помощью законодательства.
Объектом исследования в данной работе является механизм защиты персональных данных в РФ, предметом – мероприятия по организации защиты персональных данных.
Цель курсовой работы заключается в исследовании отношений в сфере защиты персональных данных.
Поставленная цель достигается путем решения ряда взаимосвязанных задач, наиболее существенными из которых являются:
1. Рассмотрение понятия персональных данных.
2. Исследование порядка работы с конфиденциальными сведениями.
3. Анализ видов ответственности за нарушение правил работы с персональными данными.
В данной работе были использованы следующие источники: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон «О персональных данных» и другие нормативные правовые акты. Кроме того будет использована литература таких авторов, как Степанова Е., Французовой Л., Кузьмина И., Ситниковой Е. и других.
Глава 1. Правовое определение и значение персональных данных
- Понятие персональных данных
В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Совокупность правовых норм, закрепленных в главе 14 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), впервые регулирует отношения по сбору, обработке, хранению, использованию и передаче персональных данных работника.
Среди локальных нормативных правовых актов следует выделить положение о персонале, разрабатываемое работодателем, которое распространяется на сотрудников конкретной организации, положение о порядке обработки персональных данных организации и др.
Под персональными данными
работника понимается информация, необходимая
работодателю в связи с трудовыми
отношениями и касающаяся конкретного
работника. Персональные данные работника
относятся к категории
Круг сведений и вид информации, которые составляют персональные данные работника, должны быть закреплены в локальном акте организации.
К числу сведений, составляющих информацию о работнике, относятся:
1) сведения, представляемые
работником при приеме на
2) сведения, создаваемые
и получаемые работодателем в
период трудовой деятельности
работника (сведения, содержащиеся
в личном деле работника, в
приказах, распоряжениях,
3) сведения о работнике,
хранящиеся у работодателя
Персональные данные работников могут быть двух видов:
- данные, представляющие собой факты, которые не подлежат субъективной оценке, например специальность работника, приобретенная им в результате окончания какого-либо учебного заведения;
- данные оценочного характера, которые могут, в частности, содержаться в характеристике, заключении аттестационной комиссии, и др.
Итак, в целом к персональным данным работника можно отнести любые сведения о фактах, событиях и иных обстоятельствах жизни и деятельности работника, посредством которых возможно идентифицировать его личность. Право на защиту персональных данных работника, на наш взгляд, является проявлением конституционного права на неприкосновенность частной жизни и составляет следующий комплекс прав:
1) право обладать персональными данными;
2) право на их защиту;
3) право пользоваться
иными смежными правами,
Для трудовых правоотношений характерно, что персональные данные включают в себя информацию, которая позволяет работодателю привлечь работника для эффективного выполнения трудовой функции. Она может содержаться в документах, предоставляемых работником при приеме на работу:
- в документе, удостоверяющем личность работника;
- в трудовой книжке работника;
- в страховом свидетельстве
государственного пенсионного
- в документах воинского учета (при их наличии);
- в документах об образовании,
квалификации или наличии
- в документах медицинского характера;
- в иных документах, содержащих
сведения, необходимые для определения
трудовых отношений, в том
Большая часть таких материалов содержится в основном документе персонифицированного учета - личном деле, которое складывается из различного рода документации. Правовой режим названной документации подлежит правовому регулированию на общих основаниях и не может носить локальный характер. Рассмотренный перечень является открытым. Как уже отмечалось, дополнительная информация может быть представлена работником по собственной инициативе в ходе устного разговора с представителем работодателя, а также при заполнении различного рода анкет, опросных листов. При прохождении гражданином при устройстве на работу в организацию психологических тестирований тоже должен быть установлен режим защиты персональных данных в части их результатов и сведений, сообщенных в ходе проведения подобных мероприятий.2
В Положении о персональных
данных государственного гражданского
служащего РФ и ведении его
личного дела указано, что под
персональными данными
Полагаем, что ТК РФ нуждается в некоторой корректировке в части, определяющей субъектов правоотношений по защите персональных данных. Дело в том, что в условиях конкурентной борьбы далеко не во всех случаях лицо, устраивающееся на работу, может стать стороной трудового договора (ст. 20 ТК РФ). Оно может просто не пройти отбор претендентов на вакантное рабочее место, однако потенциальному работодателю им сообщаются сведения, носящие конфиденциальный характер. Представляется разумным изменить название главы 14 ТК РФ следующим образом: «Защита персональных данных работника и лиц, поступающих на работу».
В настоящее время законодательно
определить весь перечень сведений, входящих
в состав персональных данных, защищаемых
в сфере трудовых правоотношений,
практически невозможно. Действительно,
персональные данные работника предназначены
главным образом для его
Отдельно следует рассмотреть
вопрос об информации, которую работодатель
не вправе требовать у работника.
Статья 86 ТК РФ устанавливает, что работодатель
не имеет права получать и обрабатывать
персональные данные работника о
его политических, религиозных и
иных убеждениях и частной жизни.
В случаях, непосредственно связанных
с вопросами трудовых отношений,
в соответствии со ст. 24 Конституции
РФ работодатель вправе получать и
обрабатывать данные о частной жизни
работника только с его письменного
согласия. Работодатель не вправе получать
доступ к информации, касающейся членства
работника в общественных объединениях
или его профсоюзной
Проблема определения перечня закрытой информации о работнике для работодателя в литературе в полной мере не затрагивалась. При определении этого перечня необходимо обратиться к нормам-принципам трудового законодательства, а также к нормам иных законодательных актов. Действительно, в соответствии со ст. 1 ТК РФ целью трудового законодательства является защита прав и законных интересов работников и работодателей. Принцип же правового регулирования в этом случае будет одноименным. Следовательно, необходимо найти презюмируемую "золотую середину" и в вопросе определения перечня информации, которую работодатель не вправе требовать от работника.4
Статья 3 ТК РФ устанавливает правило: никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Удобнее было бы использовать обозначенный перечень, то есть запретить работодателю требовать у работника или лица, устраивающегося на работу, данные о расе, цвете кожи, национальности, языке, месте происхождения, имущественном, социальном положении и т.д. Но тогда стоит запретить, к примеру, получать данные о месте жительства. Данный подход несколько поверхностный.5 Так, Гражданский кодекс РФ устанавливает, что место жительства является индивидуализирующим признаком лица физического.
Предполагается, что для
отдельных категорий
В целом же установленный ст. 86 ТК РФ перечень общих требований, которые обязан соблюдать работодатель при обработке персональных данных, следует дополнить указанием на запрет получения работодателем от лица, поступающего на работу, и работника следующих сведений:
- информации, составляющей
государственную тайну или
- сведений о прошлой
политической или общественной
деятельности работника или
- сведений об имевших
место в прошлом случаях
- данных об имущественном
положении (исключение для лиц,
- сведений о национальности
самого работника, его близких
родственников, родственников,
- иных подобных данных.
Хранение информации о
частной жизни лица должно осуществляться
таким образом, чтобы при этом
исключалась возможность ее утраты
или несанкционированного доступа
к ней посторонних (третьих) лиц.
Использование персональных данных
органами и лицами, получившими их
на законных основаниях, должно осуществляться
только в соответствии с теми задачами,
ради решения которых они
Подводя итог изложенному, можно сделать вывод о том, что персональные данные работника органически включены в систему персональных данных лица, составляют отдельное правовое образование - институт трудового права, носят информационный характер, подлежат комплексной правовой защите всеми способами и средствами, установленными для защиты государственной тайны и конфиденциальной информации.
- Правовое регулирование персона
льных данных
Основой регулирования правоотношений
в сфере персональных данных являются
положения ст. 24 Конституции РФ, которые
устанавливают, что без согласия
лица не допускаются сбор, хранение,
использование и
«Профильным» актом законодательного регулирования отношений в связи с использованием информационных ресурсов являлся Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», который на основе ст. 23 и 55 Конституции РФ в ч. 2 ст. 10 проводил разделение информации с ограниченным доступом на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию. Однако данный закон утратил силу и 27 июля 2007 г. был утвержден Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Вопросы охраны и защиты
государственной тайны
В то же время нельзя не учесть, что персональные данные отдельных работников могут составлять государственную тайну и, соответственно, относиться к другому роду информации. Так, согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» «персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера». Например, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» «сведения о сотрудниках органов федеральной службы безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных сотрудников и в случаях, предусмотренных федеральными законами».
Данное обстоятельство ни в коей мере не умаляет правовое значение персональных данных работника, не посягает на их обособленность, а, наоборот, способствует более эффективной защите со стороны государства. Таким образом, одна и та же информация может составлять как государственную тайну, так и конфиденциальную информацию, относящуюся к персональным данным работника. В то же время персональные данные могут составлять служебную или профессиональную тайну.
Разделим профессиональную тайну и служебную тайну в зависимости от субъектов ее обладания. Этимология слова «служебный» предполагает обращение к понятию «служба» (государственная или муниципальная). Профессиональная же тайна предполагает получение конфиденциальных сведений лицом в связи с его деятельностью по исполнению обязанностей трудового договора и договора гражданско-правового характера, но именно в рамках профессиональной деятельности. В этом смысле служебная деятельность уже является профессиональной, так как также направлена на реализацию профессиональных навыков, однако в силу специфики правового статуса служащих, предполагающего наделение их определенными полномочиями, может выделяться отдельно.7
Ни профессиональная тайна, ни служебная тайна не охватывают сведения, которые становятся известными гражданам при обращении за судебной и иной государственной защитой. Следовательно, уместно выделить отдельно тайну правосудия, а в ее составе констатировать существование тайны уголовного, гражданского, административного видов судопроизводства. Тайна уголовного судопроизводства включает в себя следственную тайну (данные предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ)) и тайну судебную (ст. 241, 298 УПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что тайна в уголовном процессе может иметь внутренний и внешний характер. В то же время внутренняя тайна в уголовном процессе существует ввиду установленного ограничения на ознакомление с материалами уголовного дела для отдельных участников уголовного процесса, а также с данными о личности свидетелей и потерпевших, засекреченными в установленном законом порядке (теми же самыми персональными данными). Внешний же характер тайна, в частности в уголовном процессе, приобретает ввиду нормативного ограничения освещения в средствах массовой информации данных предварительного следствия или установленного должностным лицом следственных органов ограничения разглашения сведений посторонним лицам (не участникам уголовного процесса) в ходе предварительного расследования, а также при проведении закрытого судебного заседания.
Персональные данные лица в целом и персональные данные работника в частности наряду с иной охраняемой законом тайной (кроме государственной) - явления одного порядка - сведения конфиденциального характера. В положениях некоторых федеральных законов понятие конфиденциальной информации дается шире, но в то же время наблюдается неоправданное разделение понятий иной охраняемой законом тайны и конфиденциальной информации. В частности, ч. 2 ст. 10 Таможенного кодекса РФ выделяет уже государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну и другую конфиденциальную информацию. Аналогичная ситуация наблюдалась также при рассмотрении положений ст. 8 Федерального закона от 4 июля 1996 г. №85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене». Однако буквальное толкование Закона об информации (выделяется государственная тайна и иная конфиденциальная информация) к такому выводу не приводит, поскольку в этом правовом источнике повторяется норма названного Федерального закона.
Заслуживают особого внимания Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза от 24 октября 1995 г. №95/46/ЕС о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободе обозрения такой информации, а также от 12 июля 2002 г. №2002/58/Е, касающаяся обработки персональных данных и охраны тайны частной жизни в секторе электронных коммуникаций. Они провозгласили законность основополагающим принципом обработки персональных данных и необходимость гармонизации норм государств-участников для обеспечения достаточного уровня защиты основных прав и свобод и, в частности, права на тайну частной жизни в отношении обработки персональных данных в секторе электронных коммуникаций. В рамках Совета Европы признается также защита персональных данных, обрабатываемых вручную
В Германии в 1977 г. принят конституционный акт - Закон «О защите персональных данных», в Великобритании с июля 1998 г. действует Закон «О защите информации», в Швеции - Закон «Об охране информации» (1973 г.), во Франции - Закон от 6 января 1978 г. «Об информатике, картотеках и свободах», в Венгрии - Закон 1992 г. «О персональных данных и о публикации данных, представляющих общественный интерес», в Испании в 1999 г. вступил в силу Органический закон «О защите персональных данных». В структуре специальных актов, регулирующих общественные отношения в трудовой сфере, также содержатся отдельные положения, регламентирующие защиту персональных данных. Так, Статут трудящихся 1970 г., принятый в Италии, устанавливает правило, согласно которому работодателю запрещается как при приеме на работу, так и в процессе трудовых отношений собирать сведения, в том числе и через третьих лиц, о политических и религиозных взглядах и профсоюзной ориентации работников, а также об обстоятельствах, несущественных для оценки профессиональной пригодности работников. Наконец, в рамках СНГ на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 16 октября 1999 г.) был принят Модельный закон «О персональных данных».8
Глава 2. Механизмы защиты персональных данных при работе с ними
2.1. Обработка персональных данных, их хранение и использование
Все персональные данные на конкретного работника могут быть подвергнуты необходимой обработке (например, формирование списков работников в целом по организации, по структурному подразделению, полу, возрасту, профессии, образованию и т.п.; подготовка работодателем списков работников, подлежащих медицинским осмотрам, и другое). Основное требование при обработке персональных данных работника - соблюдение конституционных норм, гарантирующих охрану прав и свобод человека и гражданина.
- Правовое положение акционерного общества
- Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в России
- Правовое положение государственных служащих
- Правовое положение защитника в уголовном судопроизводстве диплом 2010 года
- Правовое положение индивидуального предпринимателя
- Правовое положение индивидуального предпринимателя по законодательству РФ
- Правовое положение иностранных граждан в РФ
- Правовое обеспечение и реализация избирательных прав граждан в РФ
- Правовое обеспечение кредитного договора
- Правовое обеспечение охраны труда на предприятии
- Правовое обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров
- Правовое обеспечение противодействия нелегальной миграции
- Правовое обеспечение реализации административной реформы в Ульяновской области
- Правовое обеспечение управления многоквартирного домом