Приемная семья

     Введение 

     В соответствии со ст.54 Семейного кодекса  РФ, каждый ребенок имеет право  жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав либо ограничивают в них. В этих случаях ребенок  остается вне семьи, без попечения  родителей. В Российской Федерации  существует система форм устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, включающая приоритетную и  альтернативные формы устройства, последние  подразделяются на преимущественные и  иные. К приоритетной относится усыновление; к альтернативным преимущественным - опеку (попечительство), приемную семью. В данной дипломной работе будут рассмотрены только две основные формы устройства детей оставшихся без попечения родителей это усыновление (удочерение) и приемная семья.

     Под усыновлением понимается общественное отношение, суть которого сводится к  тому, что в семью принимается  посторонний ребенок с целью  содержания и воспитания его как  своего родного сына или дочери.

     Приемная  семья – это форма устройства детей – сирот оставшихся без  попечения родителей, которая содержит в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.

     Действующее законодательство в данной сфере носит несовершенный характер. Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, многие из них носят общий характер, некоторые противоречат друг другу, в них не всегда даются ответы на возникающие вопросы практики, что не способствует эффективности их применения и решению стоящих перед обществом задач. Действующее законодательство, в первую очередь Семейный кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ряд Постановлений Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ нуждаются в дополнениях и изменениях. В частности, законодательно не определены понятия устройства детей и форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не сформирована система таких форм, не урегулированы ряд содержательно принципиальных положений, касающихся усыновления, опеки (попечительства), приемной семьи как форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В этом и заключается актуальность данной темы.

     Цель  дипломной работы состоит в комплексном  анализе отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения  родителей. Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:

     1. Определить основания и условия отмены усыновления;                                                                                      

     2. Проанализировать нормативную базу, регламентирующую создание и осуществление деятельности приемной семьи, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;                                                                                                                                                                                      

     3. Выявить проблемные вопросы и  разработать рекомендации направленные  на усовершенствование законодательства  в данной теме.

     Объектом  исследования данной дипломной работы являются общественные отношения, определяющие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы защиты прав и интересов субъектов этих отношений, прежде всего - интересов ребенка.

     Предметом исследования выступают нормы семейного  законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, регулирующие устройство детей, оставшихся без попечения родителей, а также  основные научно - теоретические концепции  по проблематике темы. Методологической основой дипломной работы являются объективность и системность  научного анализа, базирующиеся на общенаучных  и частнонаучных методах познания: диалектическом, формально-логическом, сравнительно-правовом, структурно-системном  и других методах научного исследования.

     Теоретической основой служат научные труды  ученых в области философии, теории государства и права, семейного, гражданского, административного права: Антокольской М.В, Арутюнян Г.В, Беспалова  Ю.Р, Дзугаевой А.З, Дружининой Т.И, Крашенинниковой  П.В.  и Седугиной. П.И, Кузнецовой  И.М, Лазаренко А.М, Михеевой Л.Ю, Нечаевой А.М, Петухова А.Д, Пчелинцева Л.М,  Фетисовой  О.В, Цветкова В.А, Чепурных Е.Е. и других.

     Нормативную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся правового регулирования  устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

     В дипломной работе, на основе комплексного анализа научно - теоретических концепций  и законодательства по исследуемой  теме, анализируется специфика правового  регулирования отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, определяется правовая природа  усыновления (удочерения) и приемной семьи, специализирующихся на устройстве детей, оставшихся без попечения  родителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Усыновление (удочерение) 
 

     1.1. Понятие усыновления 

     В результате усыновления возникают  семейно-правовые последствия, заключающиеся  в том, что усыновленные дети и  их потомство по отношению к усыновителям, а усыновители и их потомство  по отношению к усыновленным детям  и их потомству, приравниваются в  личных неимущественных и имущественных  правах и обязанностях к родственникам  по происхождению. То есть, актом усыновления, ребенок приобретает родителей (родителя) и других родственников. В то же время  усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные  права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (своим родственникам). Это происходит в случае усыновления ребенка, как  супругами, так и одним из них, либо лицом, не состоящим в браке. Причем указанные выше последствия  наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой  записи о рождении ребенка. Вместе с  тем, законодательство РФ предусматривает  ряд исключений из общего правила  о прекращении личных и имущественных  отношений между усыновленными  детьми и их кровными родственниками.

     Во-первых, согласно п. 3 ст. 137 СК РФ при усыновлении  ребенка одним лицом личные неимущественные  и имущественные права и обязанности  могут быть сохранены по желанию  матери, если усыновитель - мужчина, или  по желанию отца, если усыновитель - женщина. Например, при усыновлении  ребенка мачехой отец имеет право  дать согласие на усыновление сына (дочери), при условии сохранения за ним в полном объеме родительских прав и обязанностей. Указанное правило  должно соблюдаться и в других случаях усыновления ребенка  одним лицом, причем независимо от состояния  усыновителя в браке с родителем  ребенка. Реализация данной нормы целиком  и полностью отдается на откуп  родителя ребенка, мнение усыновителя, а также самого ребенка, к сожалению, судом не учитывается.

     Норма ст. 138 СК РФ тесно связана с положениями  ст.9 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в  Российской Федерации».1 И ст. 13 Федерального закона от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которым несовершеннолетние дети, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.2 

     При этом нельзя не заметить некоторое  несоответствие в содержании ст. 138 СК и положений указанных законов. В последних говорится о праве  на пенсии по случаю потери кормильца, а в СК РФ - по случаю потери родителя. Кормильцем несовершеннолетнего ребенка  может быть не только родитель, но и  дедушка (бабушка), брат (сестра), если он не имеет трудоспособных родителей. В случае смерти такого кормильца  ребенок имеет право на пенсию и пособия, но исходя из буквального  толкования ст. 138 СК РФ лишается такого права, так как кормилец не является родителем. Для устранения существующих противоречий в СК РФ и пенсионном законодательстве, а также осуществления более полной защиты прав усыновленного предлагаем изменить редакцию ст. 138 СК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью кормильца, сохраняет это право и при усыновлении».

     При этом следует отметить, что право  на пенсию и пособие по случаю потери кормильца существовало у усыновленного  до принятия СК, на основании ч.2 ст.25 Основ законодательства Союза ССР  и союзных республик о браке  и семье, а также ст.55 Закона РФ «О государственных пенсиях в  РФ». В соответствии с редакцией  ст. 138 СК РФ может возникнуть вопрос о сохранении тайны усыновления, так как нахождение ребенка на иждивении у иного лица, нежели родителя, должно быть специально установлено. 

     Существуют  предложения по изменению действующего российского семейного законодательства, направленные на закрепление в СК РФ таких видов усыновления как  полное (абсолютное) и неполное (простое). Причем их включение в СК РФ должно повлечь за собой изменение в  правовых последствиях усыновления  того или иного вида. Предлагается существующий порядок, при котором  усыновленные дети и их потомство  по отношению к усыновителям и  их родственникам, а усыновители  и их родственники по отношению к  усыновленным детям и их потомству  приравниваются в личных неимущественных  и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению, сохранить только для полного  усыновления. При неполном усыновлении  предлагается ограничить права и  обязанности усыновителя и усыновленного.

     Усыновление отличается от иных форм устройства ребенка  в семью тем, что порождает  отношения подобные родительским. Если мы будем ставить возможность  наступления таких правоотношений в зависимость от записи усыновителей в качестве родителей ребенка, то неполное усыновление практически  не будет отличаться от опеки (попечительства) и утратит свою специфику, а усыновителя  невольно заставим думать не только о  ребенке, но и о желании установить возможность наследования по закону. Таким образом, мы не поддерживаем существующие предложения по изменению семейного  законодательства об усыновлении, касающегося  его последствий, в зависимости  от видов усыновления. Любое усыновление  должно порождать между усыновителями  и усыновленными права и обязанности  подобные родительским. Только в этом случае, оно сможет наиболее полно  и качественно выполнить свое социальное назначение. Однако несогласие с внесением изменений в СК РФ не говорит о нецелесообразности выделения данных видов усыновления. Учитывая существующие в науке семейного  права точки зрения на указанные  виды усыновления, а также дискуссию  по их последствиям, выраженную в предложениях по изменению законодательства об усыновлении, и нашем несогласии с ними, можно  говорить о теоретическом значении данной классификации усыновления.

     Наличие ст. 136 СК РФ свидетельствует о ее практическом значении, так как запись усыновителей в качестве родителей  ребенка хотя и не влияет на правовые последствия усыновления, но может  повлиять на нравственные и психологические  отношения как между усыновителями  и усыновленным ребенком, так и  между ними и посторонними людьми. Подводя итог сказанному, сформулируем авторское определение усыновления. Это юридический акт, включающий в себя совокупность правомерных, целенаправленных действий граждан, органов опеки  и попечительства и суда, порождающий  между усыновителем и усыновленным правоотношения, подобные родительским.3 
 

     1.2. Особенности порядка и условий  усыновления (удочерения) детей 

     Усыновление как юридический акт порождает  определенные правовые последствия  со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка (п. 3 ст. 125 СК РФ), то есть оно возникает  на основе правоприменительного акта - решения суда. Недаром в юридической  литературе усыновление рассматривается  как способ, применяемый судом  для защиты прав и интересов ребенка. Однако, решению суда об усыновлении предшествует определенная и длительная досудебная подготовка, участниками которой выступают кандидат в усыновители, органы опеки и попечительства, усыновляемый ребенок и некоторые другие лица. Для того чтобы суд вынес положительное решение об усыновлении, необходимо наличие определенных обстоятельств, которые принято называть условиями усыновления.

     Под условиями усыновления в науке  семейного права традиционно  принято понимать - согласие всех предусмотренных  законом лиц: самого ребенка, его  родителей или заменяющих их лиц, супруга усыновителя, если он не является усыновителем ребенка. Думается, что  такое понимание усыновления  несколько упрощенно, так как  не учитывает иных явлений, без которых  усыновление не возможно. К общим  условиям следует отнести те, которые  всегда необходимы для положительного решения вопроса об усыновлении, специальные, в свою очередь, те, наличие  которых является необходимым в  случаях, предусмотренных законом.

     В качестве главного условия усыновления  выступает его цель, которая в  общем виде сформулирована в п.2 ст. 124 СК РФ. Усыновление допускается  только в интересах несовершеннолетних детей с соблюдением требований  п.1 ст. 123 СК РФ, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное  физическое, психическое, духовное и  нравственное развитие. Чтобы выяснить, соответствует ли усыновление интересам  ребенка, кроме правовых, необходимо изучать и социальные вопросы, сопутствующие  данному юридическому акту. Например, п.1 ст. 123 СК РФ требует, чтобы при  устройстве ребенка, оставшегося без  попечения родителей, учитывались  его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения  преемственности в воспитании и  образовании. 4

     К интересам ребенка, которые обязательно  должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные  обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. В  частности, при подаче заявления  об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким мужчиной) целесообразно  установить, соответствует ли интересам  ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявитель по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному  положению осуществлять должное  содержание и воспитание ребенка  до достижения им совершеннолетия. Также  интересам усыновляемых детей соответствует  правило, согласно которому усыновление  братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением отдельных  случаев, когда такое усыновление  отвечает интересам детей (п.3 ст. 124 СК РФ). 

     При усыновлении прекращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и другими родственниками, поэтому  при разлучении родных братьев и  сестер необходимо учитывать ряд  обстоятельств. Разобщение детей в  этих случаях может допускаться  только в их интересах и в ситуациях, когда усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления  и обязуются не препятствовать общению  усыновленных детей с братьями и  сестрами.

     Также допускается усыновление братьев  и сестер разными лицами, если дети совместно не воспитывались в  семье, не проживали вместе, находятся  в разных детских учреждениях, значатся под разными фамилиями, а об их родственных связях знают лишь их родители, которые длительное время  не проявляют о них заботы. Подобную точку зрения разделяет Верховный  Суд РФ в п. 12 Постановления Пленума  от 4 июля 1997г. №9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», где отмечается, что если у ребенка, которого желает усыновить заявитель, имеются братья и сестры, также  оставшиеся без попечения родителей, и в отношении них заявителем не ставится вопрос об усыновлении, либо этих детей хотят усыновить другие лица, усыновление допустимо лишь в случае, если это отвечает интересам  ребенка.5

     Второе  основное условие усыновления заключается  в установлении требований к усыновляемому  ребенку. Согласно п.2 ст. 124 СК РФ усыновление  допускается только в отношении  несовершеннолетних детей. Также здесь  следует добавить, что только детей, оставшихся без попечения родителей. Хотя такой вывод прямо не следует  из содержания п.2 ст. 124 СК РФ, но он вытекает из содержания ст. 123 и п.1 ст. 124 СК РФ. Однако для конкретного и однозначного закрепления данного положения  в п.2 ст. 124 СК РФ следует внести дополнение, указав, что усыновление допускается  в отношении несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения  родителей.

     Усыновление допускается только в отношении  ребенка, оставшегося без попечения  родителей. К таким лицам относятся несовершеннолетние дети, единственный родитель или оба родителя которых:

     - Умерли;

     - Неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;

     - Признаны судом недееспособными;

     - Лишены судом родительских прав;

     - Дали в установленном порядке согласие на усыновление;

     - До причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

     Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством  Российской Федерации порядке при  наличии соответствующего акта, выданного  органами внутренних дел.

     Усыновление ребенка, оставленного в родильном  доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом учреждении, может быть осуществлено в установленном законодательством  Российской Федерации порядке, при  наличии соответствующего акта, составленного  администрацией учреждения, в котором  был оставлен ребенок. Практически  все из указанных обстоятельств  подтверждаются заранее в установленном  законом порядке органами ЗАГСа (если родители умерли), органами внутренних дел, администрацией учреждения, в котором  оставлен ребенок, либо судом. И только согласие родителей на усыновление, а также установление факта неуважительности, не проживания более 6 месяцев совместно  с ребенком и уклонения от его  воспитания и содержания, должно быть установлено в ходе судебного  разбирательства об усыновлении.

     В связи с изложенным, весьма актуальным представляется четкое определение  границ усыновления как юридического процесса с тем, чтобы максимально  соблюсти законные права и интересы биологических родителей. Поэтому  признание неуважительными причин неучастия родителей в воспитании и содержании ребенка более 6 месяцев, должно иметь такое же преюдициальное значение по отношению к гражданскому делу об усыновлении, как и признание  родителей безвестно отсутствующими; недееспособными; лишенными и родительских прав. До вступления в законную силу решений по данным делам не может  быть и речи о передаче сведений о детях потенциальным усыновителям без согласия родителей. Законодатель не указывает на ограничения в  усыновлении детей при наличии  у них каких-либо заболеваний, что  свидетельствует о возможности  усыновления, как здоровых детей, так  и страдающих каким-либо заболеванием или имеющих отклонения в своем  развитии.6

     Кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о наличии у  ребенка, подлежащего усыновлению, болезней или отклонений в развитии. Это в свою очередь требует  тщательной проверки наличия у кандидатов в усыновители возможности обеспечить усыновляемому не только необходимые  содержание и воспитание, но и лечение. Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет  установлено, что усыновитель добровольно  и вполне осознано принимает на себя обязанности по его воспитанию, содержанию и лечению. Поэтому дети, передаваемые на усыновление, подлежат медицинскому освидетельствованию по правилам, установленным  приказом Министерства здравоохранения  и медицинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995г. №369/641 «О медицинском  освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью».7 Также о необходимости такого освидетельствования указывается в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 25 июня 2010г. №408н «О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей».8

     Кроме того, по желанию усыновителей может  быть проведено независимое медицинское  обследование здоровья ребенка, его  физического и умственного развития. Дети, подлежащие усыновлению, должны быть поставлены на учет, который ведется  в порядке, предусмотренном п.3 ст. 122 СК РФ. Согласно ст.3 ФЗ «О государственном  банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», такой  учет осуществляется путем формирования государственного банка о детях, который состоит из регионального  и федерального банков данных.9 В формировании государственного банка данных и в осуществлении централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей участвуют органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ (региональный оператор).

     Для формирования регионального банка  данных о детях, органы опеки и  попечительства обязаны предоставлять  региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без  попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту  его фактического нахождения в течение  месяца со дня поступления сведений о таком ребенке. Предоставление сведений о детях, оставшихся без  попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору  не освобождает органы опеки и  попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  от обязанности по устройству или  организации устройства таких детей  на воспитание в семьи граждан  Российской Федерации, постоянно проживающих  на территории Российской Федерации.

     В государственном банке данных содержится документированная информация о  детях (анкета ребенка), оставшихся без  попечения родителей. К анкете ребенка  прилагается фотография ребенка, оставшегося  без попечения родителей. Последним  основным условием, требующимся для  усыновления, является соответствие личности усыновителя, а также некоторых  иных его качеств, критериям, установленным  в нормативно-правовых актах.

     Во-первых, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола (п.1 ст. 127 СК РФ). Данная норма означает, что не могут усыновить  ребенка несовершеннолетние лица, признанные полностью дееспособными в силу эмансипации или приобретшие  дееспособность в полном объеме в  связи с вступлением в брак. Такой же вывод сделан и Верховным  Судом РФ.

     Во-вторых, между усыновителем, не состоящим  в браке, и усыновляемым ребенком должна быть разница в возрасте не менее 16 лет (п.1 ст. 128 СК РФ). Однако при  наличии уважительных причин суд  может допустить усыновление  и при меньшей разнице в  возрасте. Это возможно, например, в  случае, когда ребенок считает  усыновителя своим родителем, привязан к нему и т.д. При усыновлении  ребенка отчимом (мачехой) наличие  разницы в возрасте не требуется (п.2 ст. 128 СК РФ).

     Законодатель  ничего не говорит о предельном возрасте, по достижению которого лицо не может  быть усыновителем. Вместе с тем, в  литературе делаются попытки доказать необходимость законодательного ограничения  предельного возраста усыновителя, как правило, достижением им 60 лет. Думается, что такое ограничение  будет носить дискриминационный  характер по отношению к пожилым  лицам. Несмотря на то, что они уже  достигли пенсионного возраста и  им сложнее, чем молодым, содержать  ребенка, велик риск их ухода из жизни, однозначно запрещать им усыновление  нельзя. Думается, что вопрос об усыновлении  детей пожилыми людьми должен решаться судом в каждом случае индивидуально, исходя из конкретных обстоятельств  дела.

     В ст.127 СК РФ и п.3 Правил передачи детей  на усыновление (удочерение) и осуществления  контроля за условиями их жизни, и  воспитания на территории РФ указан перечень граждан, которые не могут быть усыновителями.

     К ним относятся:

     1. Лица, признанные судом недееспособными  или ограниченно дееспособными  по основаниям, предусмотренным  ст.29, 30 ГК РФ.

     2. Супруги, один из которых признан  судом недееспособным или ограниченно  дееспособным.

     Таким образом, что позволяет сделать  вывод о том, что и один только дееспособный супруг не может быть усыновителем. Я присоединяюсь к  такой критике и полагаю, что  данное положение следует исключить  из нормативно-правовых актов, а решение  вопроса об усыновлении в этом случае отнести на усмотрение судьи.

     3. Лица, лишенные судом родительских  прав или ограниченные судом  в родительских правах в соответствии  со ст. 69, 73 СК РФ.

     4. Лица, отстраненные от обязанностей  опекуна (попечителя) за ненадлежащее  выполнение обязанностей, возложенных  на него законом по основаниям, установленным ст.39 ГК РФ.

     5. Бывшие усыновители, если усыновление  отменено судом по их вине. Основания к отмене усыновления  указаны в ст. 141 СК РФ.

     6. Лица, которые по состоянию здоровья  не могут осуществлять родительские  права.

     Перечень  заболеваний, при которых лицо не может усыновить ребенка, установлен Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. №542 (Собрание законодательства РФ. 1996. №19. Ст. 2304.).10  В связи с этим лица, желающие усыновить ребенка, должны пройти медицинское освидетельствование и представить медицинское заключение о состоянии здоровья как при постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители, так и при подаче заявления в суд об усыновлении.

     7. Лица, которые на момент установления усыновления не имеют (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 1996. №8.) дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители.

     8.  Лица, не имеющие постоянного  места жительства.

     9.  Лица, имеющие на момент установления  усыновления судимость за умышленное  преступление против жизни или  здоровья граждан (ст.1,5 Федерального  закона от 24 октября 1997г. №134-Ф3  «О прожиточном минимуме в  РФ»11

     В соответствии со ст.86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается  судимым со дня вступления приговора  в законную силу до момента погашения  или снятия судимости. Условия погашения  и снятия судимости закреплены в  ч. 3-5 ст.86 УК РФ. Данный перечень необходимо дополнить лицами, ранее судимыми за умышленные преступления против жизни  и здоровья детей. Думается, что такое  предложение является излишним, так  как, преступление против жизни и  здоровья граждан включает в себя и преступление против жизни и  здоровья ребенка, и до тех пор, пока судимость не будет снята или  погашена, путь в усыновители ему  заказан.