Приемная семья
Введение
В соответствии со ст.54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав либо ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне семьи, без попечения родителей. В Российской Федерации существует система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, включающая приоритетную и альтернативные формы устройства, последние подразделяются на преимущественные и иные. К приоритетной относится усыновление; к альтернативным преимущественным - опеку (попечительство), приемную семью. В данной дипломной работе будут рассмотрены только две основные формы устройства детей оставшихся без попечения родителей это усыновление (удочерение) и приемная семья.
Под усыновлением понимается общественное отношение, суть которого сводится к тому, что в семью принимается посторонний ребенок с целью содержания и воспитания его как своего родного сына или дочери.
Приемная семья – это форма устройства детей – сирот оставшихся без попечения родителей, которая содержит в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления.
Действующее законодательство в данной сфере носит несовершенный характер. Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, многие из них носят общий характер, некоторые противоречат друг другу, в них не всегда даются ответы на возникающие вопросы практики, что не способствует эффективности их применения и решению стоящих перед обществом задач. Действующее законодательство, в первую очередь Семейный кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ряд Постановлений Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ нуждаются в дополнениях и изменениях. В частности, законодательно не определены понятия устройства детей и форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не сформирована система таких форм, не урегулированы ряд содержательно принципиальных положений, касающихся усыновления, опеки (попечительства), приемной семьи как форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В этом и заключается актуальность данной темы.
Цель дипломной работы состоит в комплексном анализе отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
1.
Определить основания и условия отмены
усыновления;
2.
Проанализировать нормативную базу, регламентирующую
создание и осуществление деятельности
приемной семьи, как формы устройства
детей, оставшихся без попечения родителей;
3.
Выявить проблемные вопросы и
разработать рекомендации
Объектом исследования данной дипломной работы являются общественные отношения, определяющие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы защиты прав и интересов субъектов этих отношений, прежде всего - интересов ребенка.
Предметом
исследования выступают нормы семейного
законодательства и положения, содержащиеся
в подзаконных нормативных
Теоретической основой служат научные труды ученых в области философии, теории государства и права, семейного, гражданского, административного права: Антокольской М.В, Арутюнян Г.В, Беспалова Ю.Р, Дзугаевой А.З, Дружининой Т.И, Крашенинниковой П.В. и Седугиной. П.И, Кузнецовой И.М, Лазаренко А.М, Михеевой Л.Ю, Нечаевой А.М, Петухова А.Д, Пчелинцева Л.М, Фетисовой О.В, Цветкова В.А, Чепурных Е.Е. и других.
Нормативную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся правового регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В
дипломной работе, на основе комплексного
анализа научно - теоретических концепций
и законодательства по исследуемой
теме, анализируется специфика
Глава
1. Усыновление (удочерение)
1.1.
Понятие усыновления
В
результате усыновления возникают
семейно-правовые последствия, заключающиеся
в том, что усыновленные дети и
их потомство по отношению к усыновителям,
а усыновители и их потомство
по отношению к усыновленным детям
и их потомству, приравниваются в
личных неимущественных и
Во-первых,
согласно п. 3 ст. 137 СК РФ при усыновлении
ребенка одним лицом личные неимущественные
и имущественные права и
Норма ст. 138 СК РФ тесно связана с положениями ст.9 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».1 И ст. 13 Федерального закона от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которым несовершеннолетние дети, имеющие право на пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.2
При этом нельзя не заметить некоторое несоответствие в содержании ст. 138 СК и положений указанных законов. В последних говорится о праве на пенсии по случаю потери кормильца, а в СК РФ - по случаю потери родителя. Кормильцем несовершеннолетнего ребенка может быть не только родитель, но и дедушка (бабушка), брат (сестра), если он не имеет трудоспособных родителей. В случае смерти такого кормильца ребенок имеет право на пенсию и пособия, но исходя из буквального толкования ст. 138 СК РФ лишается такого права, так как кормилец не является родителем. Для устранения существующих противоречий в СК РФ и пенсионном законодательстве, а также осуществления более полной защиты прав усыновленного предлагаем изменить редакцию ст. 138 СК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью кормильца, сохраняет это право и при усыновлении».
При этом следует отметить, что право на пенсию и пособие по случаю потери кормильца существовало у усыновленного до принятия СК, на основании ч.2 ст.25 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, а также ст.55 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». В соответствии с редакцией ст. 138 СК РФ может возникнуть вопрос о сохранении тайны усыновления, так как нахождение ребенка на иждивении у иного лица, нежели родителя, должно быть специально установлено.
Существуют
предложения по изменению действующего
российского семейного
Усыновление
отличается от иных форм устройства ребенка
в семью тем, что порождает
отношения подобные родительским. Если
мы будем ставить возможность
наступления таких
Наличие
ст. 136 СК РФ свидетельствует о ее
практическом значении, так как запись
усыновителей в качестве родителей
ребенка хотя и не влияет на правовые
последствия усыновления, но может
повлиять на нравственные и психологические
отношения как между
1.2.
Особенности порядка и условий
усыновления (удочерения) детей
Усыновление как юридический акт порождает определенные правовые последствия со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка (п. 3 ст. 125 СК РФ), то есть оно возникает на основе правоприменительного акта - решения суда. Недаром в юридической литературе усыновление рассматривается как способ, применяемый судом для защиты прав и интересов ребенка. Однако, решению суда об усыновлении предшествует определенная и длительная досудебная подготовка, участниками которой выступают кандидат в усыновители, органы опеки и попечительства, усыновляемый ребенок и некоторые другие лица. Для того чтобы суд вынес положительное решение об усыновлении, необходимо наличие определенных обстоятельств, которые принято называть условиями усыновления.
Под условиями усыновления в науке семейного права традиционно принято понимать - согласие всех предусмотренных законом лиц: самого ребенка, его родителей или заменяющих их лиц, супруга усыновителя, если он не является усыновителем ребенка. Думается, что такое понимание усыновления несколько упрощенно, так как не учитывает иных явлений, без которых усыновление не возможно. К общим условиям следует отнести те, которые всегда необходимы для положительного решения вопроса об усыновлении, специальные, в свою очередь, те, наличие которых является необходимым в случаях, предусмотренных законом.
В
качестве главного условия усыновления
выступает его цель, которая в
общем виде сформулирована в п.2 ст.
124 СК РФ. Усыновление допускается
только в интересах несовершеннолетних
детей с соблюдением
К интересам ребенка, которые обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, могут быть отнесены самые разнообразные обстоятельства, влияющие на соблюдение его законных прав и интересов. В частности, при подаче заявления об усыновлении ребенка одинокой женщиной (одиноким мужчиной) целесообразно установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли заявитель по своему возрасту, состоянию здоровья, материальному положению осуществлять должное содержание и воспитание ребенка до достижения им совершеннолетия. Также интересам усыновляемых детей соответствует правило, согласно которому усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением отдельных случаев, когда такое усыновление отвечает интересам детей (п.3 ст. 124 СК РФ).
При усыновлении прекращаются правоотношения ребенка не только с родителями, но и другими родственниками, поэтому при разлучении родных братьев и сестер необходимо учитывать ряд обстоятельств. Разобщение детей в этих случаях может допускаться только в их интересах и в ситуациях, когда усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновленных детей с братьями и сестрами.
Также
допускается усыновление
Второе
основное условие усыновления
Усыновление допускается только в отношении ребенка, оставшегося без попечения родителей. К таким лицам относятся несовершеннолетние дети, единственный родитель или оба родителя которых:
- Умерли;
- Неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
- Признаны судом недееспособными;
- Лишены судом родительских прав;
- Дали в установленном порядке согласие на усыновление;
- До причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Усыновление
найденного (подкинутого) ребенка, родители
которого неизвестны, может быть осуществлено
в установленном
Усыновление
ребенка, оставленного в родильном
доме (отделении) или ином лечебно-профилактическом
учреждении, может быть осуществлено
в установленном
В
связи с изложенным, весьма актуальным
представляется четкое определение
границ усыновления как юридического
процесса с тем, чтобы максимально
соблюсти законные права и интересы
биологических родителей. Поэтому
признание неуважительными
Кандидаты
в усыновители должны быть поставлены
в известность о наличии у
ребенка, подлежащего усыновлению,
болезней или отклонений в развитии.
Это в свою очередь требует
тщательной проверки наличия у кандидатов
в усыновители возможности
Кроме
того, по желанию усыновителей может
быть проведено независимое
Для
формирования регионального банка
данных о детях, органы опеки и
попечительства обязаны предоставлять
региональному оператору
В государственном банке данных содержится документированная информация о детях (анкета ребенка), оставшихся без попечения родителей. К анкете ребенка прилагается фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последним основным условием, требующимся для усыновления, является соответствие личности усыновителя, а также некоторых иных его качеств, критериям, установленным в нормативно-правовых актах.
Во-первых, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола (п.1 ст. 127 СК РФ). Данная норма означает, что не могут усыновить ребенка несовершеннолетние лица, признанные полностью дееспособными в силу эмансипации или приобретшие дееспособность в полном объеме в связи с вступлением в брак. Такой же вывод сделан и Верховным Судом РФ.
Во-вторых, между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть разница в возрасте не менее 16 лет (п.1 ст. 128 СК РФ). Однако при наличии уважительных причин суд может допустить усыновление и при меньшей разнице в возрасте. Это возможно, например, в случае, когда ребенок считает усыновителя своим родителем, привязан к нему и т.д. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте не требуется (п.2 ст. 128 СК РФ).
Законодатель ничего не говорит о предельном возрасте, по достижению которого лицо не может быть усыновителем. Вместе с тем, в литературе делаются попытки доказать необходимость законодательного ограничения предельного возраста усыновителя, как правило, достижением им 60 лет. Думается, что такое ограничение будет носить дискриминационный характер по отношению к пожилым лицам. Несмотря на то, что они уже достигли пенсионного возраста и им сложнее, чем молодым, содержать ребенка, велик риск их ухода из жизни, однозначно запрещать им усыновление нельзя. Думается, что вопрос об усыновлении детей пожилыми людьми должен решаться судом в каждом случае индивидуально, исходя из конкретных обстоятельств дела.
В ст.127 СК РФ и п.3 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни, и воспитания на территории РФ указан перечень граждан, которые не могут быть усыновителями.
К ним относятся:
1.
Лица, признанные судом
2.
Супруги, один из которых
Таким образом, что позволяет сделать вывод о том, что и один только дееспособный супруг не может быть усыновителем. Я присоединяюсь к такой критике и полагаю, что данное положение следует исключить из нормативно-правовых актов, а решение вопроса об усыновлении в этом случае отнести на усмотрение судьи.
3.
Лица, лишенные судом родительских
прав или ограниченные судом
в родительских правах в
4. Лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него законом по основаниям, установленным ст.39 ГК РФ.
5.
Бывшие усыновители, если
6.
Лица, которые по состоянию здоровья
не могут осуществлять
Перечень заболеваний, при которых лицо не может усыновить ребенка, установлен Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. №542 (Собрание законодательства РФ. 1996. №19. Ст. 2304.).10 В связи с этим лица, желающие усыновить ребенка, должны пройти медицинское освидетельствование и представить медицинское заключение о состоянии здоровья как при постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители, так и при подаче заявления в суд об усыновлении.
7. Лица, которые на момент установления усыновления не имеют (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 1996. №8.) дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители.
8. Лица, не имеющие постоянного места жительства.
9.
Лица, имеющие на момент
В соответствии со ст.86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Условия погашения и снятия судимости закреплены в ч. 3-5 ст.86 УК РФ. Данный перечень необходимо дополнить лицами, ранее судимыми за умышленные преступления против жизни и здоровья детей. Думается, что такое предложение является излишним, так как, преступление против жизни и здоровья граждан включает в себя и преступление против жизни и здоровья ребенка, и до тех пор, пока судимость не будет снята или погашена, путь в усыновители ему заказан.
- Приемная семья как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
- Прием, обработка и выдача почтовых отправлений с наложенным платежом
- Приемы и средства эффективного обучения чтению на уроках иностранного языка на начальном этапе
- Приемы компьютерного сопровождения изучения романа И.А. Гончарова «Обломов»
- Приемы коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
- Приёмы обучения монологической речи
- Приемы перевода технической сопроводительной документации
- Приготування комплексного обіду із трьох страв
- Приготування страв з птиці та кролика
- Приготування страв з яєць:яйця варені,яєчні. Відпуск, вимоги до якості
- Приготування супу з квасолею, окрошки, філе баранини в гранатовому соусі, тістечка "Еклер"
- Приём "испытано на себе" в работе журналистов
- Прием и увольнение несовершеннолетних работников, особенности труда. несовершеннолетних работников
- Приём моделирования как средство развития учащихся при обучении решению задач