Приём "испытано на себе" в работе журналистов

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Основные методы и приёмы работы журналиста с информацией..7

§1. Понятие информации и её характеристики……………………………7

§2. Методы сбора  информации журналистом……………………………13

§3. Правовые основы получения, обработки и подачи информации .......25

 

Глава II . Приём «Испытано на себе» в работе журналистов  газеты «Комсомольская правда»………………………………………………………..35

§1. Плюсы и минусы приёма «испытано на себе»………………………..35

§2. Характеристика материалов газеты «Комсомольская правда», опубликованных в рубрике «испытано на себе»………………………… 42

Заключение………………………………………………………………………..50

Список литературы………………………………………………………………54

Приложения………………………………………………………………………59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Один из горьких уроков последних лет заключается в  том, что многие российские журналисты рассматривают свободу доступа  к информации не как необходимое  условие широкого и объективного информирования общественности, а как  возможность получить в свои руки эффективный инструмент личного участия в политической или экономической борьбе, в лучшем случае как средство индивидуальной самореализации в глазах изумленной аудитории и завистливо вздыхающих коллег.

Журналисты прекрасно  знают о том, какие широчайшие масштабы приобрел прием "вешания лапши на уши", то есть выдачи журналисту внешне правдоподобных, непротиворечивых с первого взгляда и подробных данных, на самом деле являющихся неполными, а то и ложными. На юридическом языке можно сказать: намеренное введение журналиста в заблуждение. Но получая эту "лапшу", журналисты очень редко проверяют предоставленную информацию и еще реже припирают лжеца к стене, предпочитая перевешивать эту "лапшу" на уши аудитории и оправдываясь потом тем, что это не мы, журналисты, а источник информации виноват в том, что общественное мнение введено в заблуждение.

Помимо внешнего контроля за допуском журналистов к информации все активнее проявляет себя журналистская  самоцензура. Под самоцензурой следует  понимать сознательное и добровольно принимаемое журналистом решение не интересоваться какими-либо фактами, а если они вдруг станут ему известными, то не публиковать эти сведения.

Следует также отметить, что, используя различные источники  информации, важна тщательность и  осмотрительность, ведь малейшая фактическая неточность может дискредитировать журналиста. Кроме того, «небрежность в поиске информации ведёт к тому, что журналист может дезинформировать общественность и нанести ущерб репутации людей».[8, с.124]

Поиск информации – это в какой-то степени наука, ведь каждый журналист вырабатывает свой почерк, технологию работы с источниками информации. Для этого журналисту необходимо представлять действительность как совокупность источников информации и знать их координаты.

В сущности, вся информационная среда делится на три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда. На журналиста возложена миссия не только найти информацию, социальнозначимую и интересную для аудитории, но и преподать её. Это в свою очередь, актуализирует необходимость дать точное определения понятия информации и выработки единого систематизированного предствления о принципах сбора информации журналистом. Сейчас одними из популярных  на газетных полосах стали материалы из серии «журналист меняет профессию» или «испытано на себе».

В связи с этим цель данного исследования - определить основные правила и принципы приёма «испытано на себе», выявить его специфику в работе журналистов газеты «Комсомольская правда».

Нормативная основа исследования – нормы российского законодательства: Конституция РФ, закон о СМИ, различные федеральные законы и ведомственные нормативные акты.

Объектом исследования является использование журналистами газеты «Комсомольская правда» приёма «испытано на себе», а предметом сам приём как метод сбора журналистской информации.

Методологической базой данного исследования являются труды в области отечественной журналистики и права СМИ, а также работы, посвященные истории российской журналистики и тем изменениям, которые происходят в современной журналистике. К ним относятся труды  Аврамова И. О., Прохорова Е. П., Лазутиной Г. В., Ким М.Н. и многих других «классиков» современной журналистики. Наибольший интерес представляют работы доцента факультета журналистики МГУ Марины Игоревны Шостак, Людмилы Васильевой, члена Союза журналистов России, кандидата исторических наук, профессора Дальневосточного государственного университета. Однако мы вынуждены констатировать, что до сих пор не существует работ, посвящённых исследованию приёма «испытано на себе» в конкретных периодических изданиях.

С учётом этого были сформулированы задачи исследования:

    1. Дать определение информации, выявить её черты.
    2. Рассмотреть основные методы сбора журналистской информации.
    3. изучить этические и правовые принципы сбора журналистской информации.
    4. Выявить основные характеристики метода «испытано на себе».
    5. Определить  плюсы и минусы метода «испытано на себе» в работе журналистов «Комсомольской правды».

Выпускная квалификационная работа состоит из следующих разделов:

1. Введения, в котором  обоснована актуальность выбранной  темы, выстроен исследовательский   аппарат; 

2. Первой главы, содержащей  определение информации, а также обозначены основные методы её сбора, освещены правовые и этические основы деятельности СМИ;

3. Второй главы, в  которой  рассматривается приём «испытано на себе», его плюсы и минусы, на примере материалов газеты «Комсомольская правда»;

4. Заключения, содержащего  общие выводы, полученные в ходе  исследования;

5. Списка используемой  литературы в количестве  65  источников;

В конце исследования помещены приложения, содержащие статьи из газеты «Комсомольская правда».

Методы исследования: эмпирические и аналитические, предполагающие анализ литературы, по теме исследования и анализ публикаций газеты «Комсомольская правда».

Практическая значимость исследования очевидна. Рассмотрение приёма «испытано на себе» не только с теоретической стороны, но и  на конкретных текстах позволит детально рассмотреть все особенности  работы журналиста в рамках этого  метода, выявить положительные и отрицательные стороны приёма «испытано на себе» как одного из методов сбора информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I .Основные методы и приёмы  работы журналиста с  информацией.

§1. Понятие информации и её характеристики

           Слово «информация» происходит от латинского informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Существует множество определений этого понятия.

В.З. Коган определяет информацию как: "переданное или  предполагаемое к передаче сообщение, содержащее сведения, являющиеся результатом познавательной деятельности людей, и отражающее с той или иной степенью адекватности происходящее в объективной реальности".[22, с.27]

В. Горбачук приводит следующее  определение: "Информация — нематериальный ресурс, который является результатом интеллектуальной, производственной и общественной деятельности человека и его взаимодействия с общественной средой и который может выявляться, сохраняться, обрабатываться и использоваться в виде фактов, данных, знаний, изобретений и их комбинаций".[59, с.16]

Рассмотрим представления  об информации в журналистике.

Для журналиста информация – объект работы. Он собирает, обрабатывает, распространяет не любую, а  актуальную, общественно значимую информацию.

Журналистская информация имеет характерные особенности.  
Во-первых, это, прежде всего, новость. Поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте – главное для журналиста.

Во-вторых, журналистская  информация должна быть оригинальной. Когда СМИ изо дня в день твердят одно и то же, аудитория утрачивает интерес и к информации, и к ее источнику. Общественная значимость делает информацию интересной, причем в достаточно значительной части аудитории.

В-третьих, журналистская информация должна быть полезной. К сожалению, в последнее время  СМИ стремясь к экономической выгоде, забывают об этом.

Эффективность работы СМИ  зависит от того, насколько учтены особенности аудитории, к которой обращается журналист. Эффективная деятельность требует точных знаний. Потребность в информации обнаруживается при сопоставлении реального состояния, скажем, общественного мнения, знания о предмете, которым владеет потенциальная аудитория, с теми данными, которыми эта аудитория должна располагать для выбора правильных и точных решений. Именно тогда становится ясно, какие знания, идеи, ценности надо поддержать и развить, на какие вопросы отвечать, чем пополнить информационную «картину мира» читателей, зрителей, слушателей.

Следовательно, эффективность средств массовой информации определяется степенью реализации целей, поставленных перед ними, естественно, с учетом объективных информационных потребностей аудитории в данное время и в данных условиях. Поэтому знание информационных потребностей аудитории важно для социологии, а их удовлетворение – для средств массовой информации.

В числе человеческих потребностей существует и потребность в информации. Она вытекает из сущности социальной системы как системы информационной. Потребность в информации как бы пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит и самостоятельный характер. Информация обеспечивает процесс мышления, основной функцией которого является опережение, предвосхищение, активное отношение к извне поступающим данным.

Жизненные интересы и порожденные ими информационные интересы специфически реализуются  в разных системах социальной информации. В принципе всякая информация апеллирует к жизненным интересам личности, обслуживает выполнение ею разных социальных ролей. Особенности массовой информации состоят в том, что, рассчитанная на обслуживание системы основных ролей, выполняемых личностью, она, во-первых, обслуживает их в целом, во-вторых, направлена на вывод личности за пределы повседневно выполняемых ролей, на расширение «жизненного пространства» людей, обогащение их социальных контактов. В последнем случае особенно важными становятся такие черты массовой информации, как ее привлекательность, новизна, доступность.

Эти особенности массовой информации отражаются в характеристиках аудитории, полученных в ходе социологических исследований. Исследование информационных потребностей должно исходить из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их удовлетворения — первоочередная задача. Во всех случаях подобного исследования за основу необходимо брать предметную область СМИ, изучать не только интересы, но и мотивы. Всестороннее выяснение мотивационного диапазона информационных потребностей даст возможность управлять мотивировками.

Информационные потребности  следует рассматривать как потребности  в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям  для ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них  картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связана с социальной активностью человека. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности СМИ их роль в удовлетворении и развитии информационных потребностей населения.

При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловливаются в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности. Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов. Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникативном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недоступности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков. Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Ее необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

Природа и содержание информационных потребностей глубоко  связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения. Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, передаваемыми СМИ, то аудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому важно знать, каким образом удовлетворение  определенных информационных потребностей может повлиять на характер и эффективность повседневной деятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни.

Анализируя  содержание информационных потребностей и их удовлетворение разными, в том  числе и массовыми, средствами общения, следует учитывать образ жизни населения. Это позволит объяснить закономерности формирования аудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использования отдельных каналов информации определенными группами населения. Проведенные социологические исследования показывают, что увеличение роли телевидения в удовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно в группах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степени урбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большим количеством свободного времени, в третьих, большей ориентацией на домашнее времяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными и субъективными возможностями участия в активных формах духовной жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, как проживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы, повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность, связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем, порождают специфический комплекс информационных потребностей, которые удовлетворяются чтением газет, книг, журналов.

Среди факторов, определяющих как изменение образа жизни, так  и содержание информационных потребностей личности, первостепенную роль играет уровень образования. Повышение образования имеет двоякое влияние на характер информационных потребностей и эффективность СМИ в их удовлетворении. До получения среднего образования наблюдается постепенное развитие информационных потребностей «вширь» и повышение активности потребления массовой информации в целом. Особенно быстро возрастает роль телевидения. Дальнейшее повышение уровня образования такого резкого «расширяющего» влияния на информационные потребности не оказывает. В возрасте старше 18 лет основное значение приобретает тип образования, в соответствии с которым происходит углубление и дифференциация информационных потребностей, а также функций, выполняемых СМИ. Общим для групп различного типа высшего образования является возрастание роли и эффективности использования печатных источников информации, а также межличностного общения на работе. Рассмотрение проблемы эффективности СМИ с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в общей системе идеологической работы, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы современного общества.

Итак, информации очень широкое понятие,  в общем, это сведение, разъяснение, ознакомление. В каждой сфере знаний существует своё специфическое определение. В журналистике под информацией всегда понимают ее общеупотребительное значение (сведения, сообщения о каком-либо событии, о чьей-либо деятельности), а также событийные жанры журналистики (заметки, пресс-конференции, корреспонденции, обзоры, репортажи ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Методы сбора  информации журналистом

Традиционные журналистские  методы получения сведений ориентированы  на выявление тех или иных состояний действительности и представление их главным образом в качественных характеристиках. Журналисту нужна конкретность данных, подтвержденных деталями, часто наглядными. Творческий акт в журналистике включает в себя познавательную стадию, соответственно, мы следующие методы получения информации: проработка документов, наблюдение и беседа.

Существует большое  количество определений понятия  «документ». Причём некоторые из них  более объёмны: документ – это  «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве». Другие – более узкие:  «документ – это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт». [55, c. 211]

Говоря о значении документа как информационного источника в журналистике, неверно представлять его лишь в узком смысле. Между тем, как пишет  Г. В. Лазутина «для журналистики актуальны оба значения слова: «деловая бумага» - лишь одна из многих разновидностей документальных источников информации, попадающих в сферу журналистского внимания в соответствии с целью деятельности». [28, c. 155]

Общение журналиста с  документальными источниками информации начинается с их поиска. Работа с  документами требует высокого уровня библиографической грамотности, широкого представления о типах и видах документов. В журналистике большинством исследователей принята следующая классификация документов. По типу деятельности:

1. Государственно-административные;

2. Производственно-административные;

3. Общественно-политические;

4. Научные;

5. Нормативно-технические;

6. Справочно-информационные;

7. Художественные.

Вторая классификация  документов основана на группировке  по сферам их обращения. Суда входят документы:

1. Производственные;

2. Общественных организаций;

3. Бытовые.

« Под производственными  документами имеется в виду совокупность текстов (в том числе личных: заявления, докладные и объяснительные записки, просьбы), которые обеспечивают информационное обслуживание производственной жизни  трудовых коллективов, нужды управления в государственной и производственной сферах». [28, c. 164]  Такие документы подлежат регистрации, однако не существует ни нормативного акта, ни  ведомственных инструкций, которые бы четко определяли порядок доступа журналиста  к ним. Поэтому представители прессы нередко сталкиваются с отказами официальных лиц. Приходиться искать обходные пути, убеждать людей,  имеющих отношение к этим документам, оказать помощь журналисту.

  Равнозначная ситуация  и с документами общественных организаций – текстами, обеспечивающими информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода. Во многих случаях представители пресс-службы, после запроса журналистом подобных сведений, просят обойтись предоставленными ими данными. «Это приводит к коллизиям, разрешая которые журналист, стремясь выполнить свой профессиональный долг, оказывается на грани риска: пытается добыть документы не вполне законным путём» . [28, c. 165]

В работе с бытовыми документами  – той совокупностью официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту, розыск – самое трудное. Большинство из них не подлежит учёту, к тому же они, как правило, представляют собой личную собственность человека (т. е. предъявить документ или нет, определяет только воля его владельца). «Обращение к документам такого рода, будь это письма, дневники, обязательства или расписки, требует от журналиста ясного понимания того, что право на получение и использование сведений из них ему даёт только добровольное согласие их обладателей». [28, c. 165]

Социологами разработано  следующее деление документов, применяющееся  в журналистике:

1. По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).

2. По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).

3. По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).

4. По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные – отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).

5. По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста – допустим, справка о деятельности учреждений).

Процесс освоения журналистом  документа состоит из трёх этапов: извлечение данных, их интерпретация  и фиксация. Первый из них предполагает умение журналиста быстро и глубоко перерабатывать знаковую информационную продукцию. Качество второго, основанного на анализе, оценке и объяснении полученных данных «зависит от того, насколько журналист умеет включать в соображения здравого смысла критерии оценок, задаваемые системой знаний общеметодологического и специального характера». [28, c. 166]

Многое зависит от навыка точной фиксации данных, полученных в результате проработки документальных материалов. В данном контексте уместно  говорить о создании нового документа – профессиональных записей журналиста, которые при определённых условиях могут иметь юридическую силу.

Обладая достаточным  количеством документальной информации, журналист может построить некое  сообщение, основываясь только на ней. Однако работа с документами обязательно предполагает как проверку их на подлинность, так и определение достоверности и надёжности  заключённых в них данных. При возникновении сомнений в подлинности документа, т. е. в его действительном происхождении от того автора и при тех обстоятельствах, которые предполагает текст документа, необходимо специальным образом проанализировать его. Этот анализ предполагает внимание к содержательным характеристикам документа, его внешней стороне, в целях выявления признаков подлинности или несоответствия им. Иногда довольно трудно при помощи подобных приёмов определить подлинность источника, тогда на помощь приходят специалисты – текстологи, криминалисты.

Чтобы убедиться в  достоверности информации, содержащейся в источнике, журналисты прибегают к правилам проверки достоверности документов, принятым в социологии. Согласно им необходимо:

1. Различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);

2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;

3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа при его создании;

4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.  

Не менее полезным является также проверка источника путём сравнения его с другими сведениями, а при ситуации, когда документ становится базой для серьёзных выводов и обобщений, журналисту необходима консультация специалиста, способного выступить в качестве эксперта в той или иной области.

Конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального  и чрезвычайно перспективного источника  информации – глобальной компьютерной сети Интернет. Трудно переоценить  то количество полезной для журналиста информации, которое содержит сеть Интернет. Но кроме этого он также обеспечивает быстрые и надежные связи между журналистами и их информационными источниками, даже если между ними лежит несколько тысяч километров. Интернет предоставляет также альтернативные возможности для публицистики во времена кризиса, или в случае восстановления цензуры.

Итак, для чего журналисту Интернет? Во-первых, как уже было сказано, это источник разнообразной  информации, которая может быть использована как для мониторинга новостей, так и для написания аналитических материалов и проведения журналистских расследований.

Более того, Интернет все  в большей степени становится мега-источником, включающим в себя все мыслимые типы источников, - универсальной  информационной средой. Благодаря оцифровке  всего, что может быть оцифровано, и возможности немедленного доступа к оцифрованной информации из любой точки планеты, частные информационные среды постепенно сливаются в едином информационном пространстве.

Во-вторых, Интернет позволяет  осуществлять поиск необходимых  сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и энциклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях) и заканчивая мнениями людей по всевозможным поводам, высказываемыми в различных формах сетевого общения (телеконференции, форумы, гостевые книги и прочее). Интернет, таким образом, это одновременно и океан информации, и сеть, чтобы вылавливать из этого океана нужное.

В-третьих, Интернет - это  эффективное средство коммуникации, во многих отношениях превосходящее телефон, факс и другие привычные способы связи.

Наконец, в-четвертых, Интернет во многих своих проявлениях сам  по себе является громадным медийным пространством, в котором происходит бурное становление СМИ нового типа. Электронные СМИ теснят на рынке СМИ традиционные, нередко опережая последние как в плане оперативности, так и по качеству разработки информации. В Сети формируется новый класс журналистов; развивается сетевая (онлайновая) журналистика со своими особыми приемами и методами; возникают свои профсоюзы и "звезды"; репортеры и обозреватели из традиционных СМИ постепенно перетекают в он-лайн.

Очевидно, что независимо от конкретной медийной сферы, в которой  работает журналист (пресса, радио, телевидение), Интернет является для него (или, по крайней мере, должен являться) важнейшим орудием труда. Как, впрочем, и для всякого человека, профессионально работающего с информацией.

Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Г. В. Лазутина приводит американскую научную традицию, где оно классифицируется как «живой источник»,  «и в этом – не только прямой смысл: человек – субъект деятельности, он включён в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем». [28, c. 156]

Действительно, человек, с одной стороны – свидетель или участник происходящих вокруг нас событий и потому выступает в качестве носителя информации об этих событиях. С другой стороны, он держатель информации о себе, о своём внутреннем, неповторимом мире. И, наконец, он транслятор информации, полученной от других.

Приём "испытано на себе" в работе журналистов