Анализ ресурсного потенциала организации. 5
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ……………….3
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕМА ПРОДАЖ……………………….14
3 АНАЛИЗ ЗАТРАТ И
СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ,
4 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАН
5 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ……………36
6 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..56
Приложение 1. Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения степени влияния на изменение выручки от продаж количества, структуры и цен на проданную продукцию………………...57
Приложение 2. Вспомогательные расчеты к построению алгоритмов для анализа затрат на 1 руб. продаж……………………………………………………58
Приложение 3. Исходные данные
для анализа влияния факторов
на уровень материальных затрат…………………………………………………………….
Приложение 4. Исходные данные
для составления бизнес-плана на будущий отчетный период………………………………………………………………
1 АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1Определить степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж по сравнению с прошлым годом. Расчеты произвести наиболее целесообразным способом с учетом состава показателей, предложенных в справке № 1 «Данные статистических и оперативных отчетов, используемые в процессе анализа ресурсного потенциала организации» (Приложение № 5 методических указаний). Полученные результаты оформить в таблице 1..
Таблица 1 – Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов
№ |
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Динамика показателя (в %) |
Разница в % (+, -) |
Расчет влияния фактора |
Влияющий фактор |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Численность рабочих (Чр), чел. |
8600 |
9030 |
105,000 |
+5,000 |
312000 |
312000 |
2 |
Число отработанных человеко-дней (Д), дн. |
2072600 |
2167200 |
104,564 |
-0,436 |
-27206 |
-339206 |
2 |
Число отработанных человеко-часов (t), ч. |
16580800 |
16254000 |
98,029 |
-6,535 |
-407784 |
-380578 |
4 |
Объем продаж без НДС (В), тыс. руб. |
6240000 |
7238399 |
116,000 |
+17,971 |
+1121389 |
1529173 |
5 |
Итого |
∆В = В1 – В0 = 998399 |
16,000 |
998399 |
1121389 | ||
Объем продаж: В = Пт*Чр*Д*t
1 Рассчитываем динамику показателей (в %):
Динамика Чр =
Динамика Д =
Динамика t =
Динамика В =
2 Рассчитываем разницу в %:
Разница в % для Чр = 105,000 – 100,000 = +5,000
Разница в % для Д = 104,564 – 105,000 = -0,436
Разница в % для t = 98,029 – 104,564 = -6,535
Разница в % для В = 116,000 – 98,029 = +17,971
3 Рассчитываем влияние факторов, включенных в модель, на изменение объема продаж:
Влияние изменения Чр = тыс. руб.
Влияние изменения Д = тыс. руб.
Влияние изменения t = тыс. руб.
Влияние изменения Пт = тыс. руб.
Баланс: ∆В = В1 – В0 = 998399 = 312000 – 27206 – 407784 + 1121389 = 998399
4 Рассчитываем величину влияющего фактора:
Влияющий фактор для Чр = +312000
Влияющий фактор для Д = -27206 - 312000 = -339206
Влияющий фактор для t = -407784 – (-27206) = -380578
Влияющий фактор для Пт = 1121389 – (-407784) = 1529173
5 Вывод:
По результатам произведенных расчетов видно, что увеличение численности рабочих привело к увеличению объема продаж на 312000 тыс. руб., увеличение числа отработанных человеко-дней уменьшило объем продаж на 27206 тыс. руб., снижение числа отработанных человеко-часов привело к снижению объема продаж на 407784 тыс. руб., увеличение производительности труда увеличило объем продаж на 1121389 тыс. руб.
Максимальное положительное влияние на объем продаж оказало изменение производительности труда рабочих (интенсивные фактор).
Объем продаж можно увеличить путем уменьшения потери рабочего времени.
1.2 Определить степень влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов. Полученные данные обобщить в таблице 2. Данные о производственных нормах расходов основных видов используемых материалов приведены в Приложении 3 методических указаний.
Таблица 2 – Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов
№ |
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изменение (+, -) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Объем продаж (без НДС) (В), тыс. руб. |
6240000 |
7238399 |
+998399 |
2 |
Материальные затраты в себесто |
3566212 |
4211690 |
645478 |
3 |
Коэффициент материалоотдачи проданной продукции (Кмо) |
1,7498 |
1,7186 |
-0,0312 |
4 |
Влияние на объем продаж следующих факторов: |
Х |
Х |
Х |
изменение стоимости материалов в себестоимости продаж (∆МЗ), тыс. руб. |
Х |
Х |
1129457 | |
изменение материалоотдачи продаж (∆Кмо), тыс. руб. |
Х |
Х |
-131058 |
1 Рассчитываем коэффициент материалоотдачи:
2 Рассчитываем влияние факторов на объем продаж:
∆В = В1 – В0
∆В(МЗ)=МЗ1*КМО0–МЗ0*КМО0 = 4211690*1,7498 – 3566212*1,7498 = 1129457
∆В(КМО)=МЗ1*КМО1–МЗ1*КМО0 = 4211690*1,7186 – 4211690*1,7498 = -131058
Баланс отклонений:
∆В = 998399 = 1129457 – 131058 = 998399
∆В = 100 % = 113 % - 13 % = 100 %
3 Выводы:
Увеличение материальных затрат в себестоимости продаж привело к увеличению объема продаж на 1129457 тыс. руб. Уменьшение материалоотдачи привело к уменьшению объема продаж на 131058 тыс. руб.
Объем продаж увеличивается только за счет экстенсивного фактора, интенсивный фактор влияет отрицательно (снизилась материалоотдача, значит материалы используются неэффективно). Резервом увеличения объема продаж является оптимизация использования материалов в производстве.
1.3Определить степень влияния факторов, связанных с использованием основных фондов, на объем продаж. Полученные результаты обобщить в таблице 3.
Таблица 3 – Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств
№ |
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Изменение (+, -) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Объем продаж (без НДС) (В), тыс. руб. |
6240000 |
7238399 |
+998399 |
2 |
Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств (ОФа), тыс. руб. |
900766,5 |
1091781 |
+191014,5 |
3 |
Количество дней в году, в течение которых активная часть основных производственных средств находилась в рабочем состоянии (Д), дн. (Приложение 5 МУ) |
241 |
240 |
-1 |
4 |
Коэффициент сменности работы оборудования (Ксм) (Приложение 5 МУ) |
1,05 |
1,3 |
+0,25 |
5 |
Средняя продолжительность мены (t), ч (Приложение 5 МУ) |
8 |
7,5 |
-0,5 |
6 |
Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования (Кфо) |
0,00342 |
0,00283 |
-0,00059 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Влияние на изменения объема продаж (∆В) следующих факторов: |
Х |
Х |
Х |
а) изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств (∆ОФ), тыс. руб. |
Х |
Х |
1322479 | |
б) изменения количества дней, в течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии (∆Д), дн. |
Х |
Х |
-31365 | |
в) изменения коэффициента сменности (∆Ксм) |
Х |
Х |
1792268 | |
г) изменения средней продолжительности смены (∆t), ч. |
Х |
Х |
-582487 | |
д) изменения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы (∆Кфо) |
Х |
Х |
-1502496 |
1 Рассчитываем среднегодовую
первоначальную стоимость
Данные берем из Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытка. В расчет принимаем только машины и оборудование, транспортные средства.
тыс. руб.
тыс. руб.
2 Рассчитываем объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования:
3 Рассчитываем влияние факторов на объем продаж, используя метод абсолютных разниц:
В = ОФа * Д * Ксм * t * Кфо
∆В = В1 – В0
∆В(ОФа)=∆ОФа*Д0*Ксм0*t0*Кфо0=
∆В(Д)=ОФа1*∆Д*Ксм0*t0*Кфо0=
∆В(Ксм)=ОФа1*Д1*∆Ксм*t0*Кфо0=
∆В(t)=ОФа1*Д1*Ксм1*∆t*Кфо0=
∆В(Кфо)=ОФа1*Д1*Ксм1*t1*∆Кфо=
Баланс отклонений:
∆В = В1 – В0 = 998399 = 1322479-31365+1792268-582487-
4 Выводы:
Расчеты показали, что увеличение объема продаж произошло за счет изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств на 1322479 тыс. руб., а также за счет изменения коэффициента сменности на 1792268 тыс. руб.
В свою очередь изменение количества дней, в течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии объем продаж снизился на 31365 тыс. руб., за счет изменения средней продолжительности смены – на 582487 тыс. руб., а за счет изменения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств на 1 машино-час работы (фондоотдача) – на 1502496 тыс. руб.
В резерв роста объема продаж можно включить ликвидацию отрицательного влияния факторов. Величина резерва составляет: 31365+582487+1502496 = 2116348 тыс. руб.
1.4 На основании данных, полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктов курсовой работы, дать комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации. Результаты расчетов оформить в таблице 4.
Таблица 4 – Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства
№ |
Показатель |
Прошлый год |
Отчетный год |
Темп прироста |
Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж (Кэкст.I) |
Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж | ||||
экстенсивности использования ресурса (Кэкст.\i *100) |
интенсивности использования ресурса (100-Кэкст.i*100) | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |||
1 |
Численность рабочих, чел. |
8600 |
9030 |
5 |
0,313 |
31,3 |
68,7 | |||
2 |
Среднегодовая стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб. |
900766,5 |
1091781 |
21.206 |
1,325 |
132,5 |
-32,5 | |||
3 |
Материальные затраты в составе себестоимости проданной продукции, тыс. руб. |
3566212 |
4211690 |
18.099 |
1,131 |
113,13 |
-13,13 | |||
4 |
Выручка от продаж продукции, тыс. руб. |
6240000 |
7238399 |
15.999 |
- |
- |
- | |||
5 |
Алгоритм расчета способа (экстенсивности и/или интенсивности) комплексного использования ресурсов |
Х |
Х |
Х |
100- | |||||
|
6 |
Показатели способа (экстенсивного и/или интенсивного) комплексного использования ресурсов |
Х |
Х |
Х |
0.9231 |
92.31 |
7.69 | |||
1 Рассчитываем темп прироста показателей:
Т (Чр) =
Т (ОФа) = .206
Т (МЗ) = .099
Т (В) =
2 Рассчитываем прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж:
Кэкст.i(Чр) =
Кэкст.i (ОФа) =
Кэкст.i(МЗ) =
3 Рассчитываем коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж экстенсивности и интенсивности использования ресурса:
Коэффициент экстенсивности
использования численности
Коэффициент интенсивности = 100 – 31,3 = 68,7 %
Вывод: за счет увеличения численности рабочих выручка увеличилась на 31,3 %, а за счет увеличения производительности труда – на 68,7 %.
Коэффициент экстенсивности
использования среднегодовой
Коэффициент интенсивности = 100 – 132.5 = -32.5 %
Вывод: за счет увеличения среднегодовой стоимости активной части производственных основных средств выручка увеличилась на 132.5 %, однако за счет снижения фондоотдачи (неэффективного использования основных фондов) выручка снизилась на 32.5 %.
Коэффициент экстенсивности использования материальных затрат в составе себестоимости проданной продукции = 1,131*100 = 113.13 %
Коэффициент интенсивности = 100 – 113.13 = -13.13 %.
Вывод: за счет увеличения материальных затрат в составе себестоимости проданной продукции выручка увеличилась на 113.13 %, однако за счет снижения материалоотдачи (неэффективного использования материалов) выручка снизилась на 13.13%.
4 Рассчитываем показатели способа (экстенсивного и/или интенсивного) комплексного использования ресурсов:
Коэффициент экстенсивного использования ресурсов:
=
Комплексный показатель
экстенсивного использования
=
Комплексный показатель интенсивного использования ресурсов:
= 100 – 91,7 = 7.69
5 Вывод:
Наибольшее влияние на рост выручки от продаж оказывают экстенсивные факторы. Организация неэффективно использует имеющиеся ресурсы.
1.5 Определить комплектный резерв увеличения объема продаж за счет оптимизации использования ресурсного потенциала организации. Результаты расчетов обобщить в таблице 5.
Таблица 5 – Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов
№ |
Показатель |
Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа |
Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов оптимизации использования ресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов |
407784 |
- |
2 |
Увеличение стоимости продаж за счет оптимизации использования материальных ресурсов |
131058 |
- |
3 |
Увеличение стоимости продаж за счет ликвидации нерационального использования основных производственных средств |
2116348 |
- |
4 |
Итого комплектный резерв |
Х |
131058 |
1 Рассчитываем резерв увеличения объема продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов:
6240000*6,535 % = 407784 тыс. руб.
По данным таблицы 1 видно, что за отчетный год уменьшилось число отработанных человеко-часов (данный фактор отрицательно повлиял на объем продаж).
2 Рассчитываем резерв
увеличения объема продаж за
счет оптимизации
По данным таблицы 2 можно сказать, что за отчетный год снизился коэффициент материалоотдачи (материальные ресурсы стали использоваться менее эффективно), что отрицательно повлияло на объем продаж. Если исключить отрицательное воздействие данного фактора, то резерв увеличения объема продаж составит 131058 тыс. руб. (∆В(Кмо)).
3 Рассчитываем резерв увеличения объема продаж за счет ликвидации нерационального использования основных производственных средств:
Из таблицы 3 видно, что за отчетный год произошло снижение таких показателей, влияющих на объем продаж, как количество дней в году, в течение которых активная часть основных производственных средств находилась в рабочем состоянии; средняя продолжительность смены; объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования (коэффициент фондоотдачи – основные фонды стали использоваться менее эффективно). Все это отрицательно повлияло на изменение объема продаж (∆В(Д) = -31365; ∆В(t) = -582487; ∆В(Кфо) = -1502496).
Если исключить отрицательное воздействие данных факторов, то резерв увеличения объема продаж составит:
31365 + 582487 + 1502496 = 2116348 тыс. руб.
4 Определяем резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов:
Комплектность – это сбалансированность по трем основным моментам процесса труда: средств труда, предметов труда, трудовых ресурсов. Наибольший резерв, выявленный по одному из ресурсов, не может быть реализован, если не достает резервов по другим ресурсам, т.е. резерв будет комплектным, если он обеспечен всеми необходимыми ресурсами. следовательно, сумму резерва в размере 131058 можно назвать комплектной т.к. организация располагает резервами роста выпуска продукции в этом объеме по всем видам ресурсов.
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕМА ПРОДАЖ
2.1 Определить влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), ее структуры и цен. Исходные данные и результаты расчетов приведены в Приложении 1 «Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния различных факторов на изменение выручки от продаж».
, где
В – выручка, тыс. руб.;
Q – количество проданной продукции, шт.;
-структура проданной
р – цена проданной продукции, тыс. руб.
1 Выручка прошлого года:
= 6240000
2 Рассчитываем выручку за отчетный год при структуре и ценах прошлого года:
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
= 2702500 + 1656000 + 2817500 = 7176000 тыс. руб.
∆В(Q) = 7176000 – 6240000 = 936000 тыс. руб.
3 Рассчитываем выручку за
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
= 2875000 + 1764000 + 2450000 = 7089000 тыс. руб.
∆В( ) = 7089000 – 7176000 = -87000 тыс. руб.
4 Выручка отчетного года:
= 7238399 тыс. руб.
∆В(р) = 7238399 – 7089000 = 149399 тыс. руб.
5 Баланс отклонений:
∆В = В1 – В0 = 7238399 – 6240000 = 998399 тыс. руб.
∆В = ∆В(Q) + ∆В( ) + ∆В(р) = 936000 – 87000 + 149399 = 998399
6 Вывод:
За отчетный год выручка увеличилась на 998399 тыс. руб. За счет изменения (увеличения) количества проданной продукции выручка увеличилась на 936000 тыс. руб.; за счет изменения структуры проданной продукции выручка уменьшилась на 87000 тыс. руб.; за счет изменения цены (увеличения) проданной продукции выручка увеличилась на 149399 тыс. руб.
2.2 Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия A, B, C, D и Е, представленные в Приложении 4, разработать часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. В процессе анализа выделить четыре группы продукции в зависимости от уровня их рентабельности (1 группа – рентабельность 25 % и выше, 2 группа – рентабельность от 10 до 25 %, 3 группа – рентабельность ниже 10 %). Результаты расчетов представлены в Приложении 4 «Исходные данные для составления бизнес-плана на будущий отчетный период».
1 Сопоставление спроса с возможностью выпуска организацией изделий A, B, C, D и Е в будущем отчетном периоде позволило сделать вывод, что изделие D может быть выпущено в количестве 350 шт., а для выпуска изделия Е в организации нет соответствующих условий.
2 Рассчитываем объем продаж, исходя
из спроса и возможности
В = Q*р
В(А) = 11500*260 = 2990000
В(В) = 5000*400 = 2000000
В(С) = 9500*430 = 4085000
В(D) = 350*540 = 189000
3 Рассчитываем себестоимость
объема продаж продукции, включ
Z = Q*z
Z(A) = 11500*240 = 2760000
Z(B) = 5000*358 = 1790000
Z(C) = 9500*395 = 3752500
Z(D) = 350*510 = 178500
4 Рассчитываем прибыль от продаж на планируемый период:
Пр = В – Z
Пр(А) = 2990000 – 2760000 = 230000
Пр(В) = 2000000 – 1790000 = 210000
Пр(С) = 4085000 – 3752500 = 332500
Пр(D) = 189000 – 178500 = 10500
5 Рассчитываем рентабельность продаж на планируемый период:
R = Пр/В*100
R(A) = 230000/2990000*100 = 7,69 %
R(B) = 210000/2000000*100 = 10,5 %
R(C) = 332500/4085000*100 = 8,14 %
R(D) = 10500/189000*100 = 5,56 %
6 Исходя из предложенной группировки изделий в зависимости от рентабельности, изделия А, С и В можно отнести к 3 группе, изделие В – ко 2 группе.
7 Вывод:
Изделие Е не вошло в бизнес-план на будущий период, так как у организации отсутствуют необходимые условия для его выпуска. Изделие D может быть выпущено только в количестве 350 шт., исходя из возможностей организации. Самую большую прибыль от продаж организация получит от реализации изделия С (332500 тыс. руб.). Самым рентабельным является изделие В.
2.3 На основе данных, представленных в выписке из отчета о прибылях и убытках и справке № 2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию», и результатов анализа по предыдущему пункту задания определить точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период. Результаты расчетов оформить в таблице 6.
Таблица 6 – Критический объем продаж за анализируемые периоды и планируемый объем продаж, обеспеченный спросом
№ |
Показатели |
Прошлый год |
Отчетный год |
На планируемый период, обеспеченный спросом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Выручка от продаж (В), тыс. руб. |
6240000 |
7238399 |
9264000 |
2 |
Переменные затраты (ПЕ), тыс. руб. |
3831360 |
4160330 |
5665185 |
3 |
Постоянные затраты (ПО), тыс. руб. |
1847040 |
2354246 |
2815815 |
4 |
Прибыль от продаж (Пр), тыс. руб. |
561600 |
723823 |
783000 |
5 |
Маржинальный доход в составе выручки от продаж (МД), тыс. руб. |
2408640 |
3078069 |
3598815 |
6 |
Доля маржинального дохода в выручке от продаж (Нмд), % |
38,6 |
42,5 |
38,8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
«Критическая точка» объема продаж (Vкр), тыс. руб. |
4785078 |
5536254 |
7248714 |
8 |
Запас финансовой прочности (ЗФП), тыс. руб. |
1454922 |
1702145 |
2015583 |
9 |
Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж (ЗФП%), % |
23,316 |
23,515 |
21,757 |
1 Рассчитываем маржинальный доход в составе выручки от продаж:
МД = В – ПЕ
МД0 = 6240000 – 3831360 = 2408640
МД1 = 7238399 – 4160330 = 3078069
МДплан = 9264000 – 5665185 = 3598815
2 Рассчитываем долю маржинального дохода в выручке от продаж:

- Анализ ресурсного потенциала организации
- Анализ ресурсного потенциала организации
- Анализ ресурсного потенциала организации
- Анализ ресурсного потенциала организации
- Анализ ресурсного потенциала предприятия
- Анализ ресурсного потенциала предприятия
- Анализ ресурсной базы коммерческого банка на примере ОАО "Сбербанк"
- Анализ ресурсного потенциала организации
- Анализ ресурсного потенциала организации
- Анализ ресурсного потенциала организации
- Анализ ресурсного потенциала организации
- Анализ ресурсного потенциала организации
- Анализ ресурсного потенциала организации
- Анализ ресурсного потенциала организации